Водный кодекс российской федерации от 03.06.2006 n 74-фз (ред. от 02.07.2021)
Содержание:
Регламентация пользования водоёмами
Понятие водопользования выходит за пределы процесса потребления воды для бытовых и промышленных нужд. Это любое использование водоёма, в той или иной степени изменяющее его состояние. Водопользование – это использование воды, находящейся в водоёме, для целей (ст. 37):
- забора воды;
- производства электроэнергии;
- сброса стоков;
- передвижения транспорта;
- рекреации.
Пользование водоёмами, находящимися в юрисдикции данного кодекса, может осуществляться с изъятием воды или без него (ст. 38 ВК). Последний вариант так же делится на забор с возвратом или без него.
Кроме того, пользование водоёмами может быть обособленным или совместным. Последний вариант распространяется на объекты, которые находятся в свободном пользовании нескольких физических и юридических лиц. Обособленное пользование производится на фактически закрытом объекте, находящемся в собственности физических и юридических лиц, а так же государства и муниципалитетов. Обособленность водопользования чаще всего продиктована особой необходимостью, исключающей иные виды эксплуатации.
Правовой режим
Использование водных объектов производится на основании решений органов управления субъектами федерации или муниципалитетов. Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут использоваться по решению Правительства РФ (ст. 21).
Собственники водных объектов могут пользоваться ресурсом без заключения договоров и специальных разрешений. Однако их деятельность ограничивается необходимостью (ст. 39):
- соблюдения природоохранного законодательства;
- содержания в исправности сооружений водопользования;
- своевременного информирования о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществление профилактики возникновения аварий и других ЧС на водоёмах;
- проведения учёта забора воды или спуска сточных вод;
- осуществления мониторинга.
Право целевого пользования водоёмами, находящимися в собственности государства и муниципалитетов приобретается на основании договора (ст. 11). При заключении договора лицо приобретает и право аренды водоёма в части разрешённого использования (ст. 12). Это означает, что за реализацию своего права пользователь должен платить сумму, оговоренную в договоре.
Управление
В сфере пользования данной категорией ресурсов управление осуществляется по принципу иерархии полномочий, разделённых между государственными и муниципальными органами власти (глава 4). Кроме того, для целей осуществления мониторинга, сохранения ресурсов в оптимальном состоянии и контроля водопользования вся территория страны разделена на бассейновые округа (ст. 28). В настоящий момент существует 21 округ. В основе выделения округов лежат водосборные бассейны крупных или совокупности мелких и средних рек в их связи с морями. При этом в состав бассейна входят не только наземные, но и подземные воды.
Поскольку границы округов не совпадают с административными границами страны, для управления этими территориями создаются бассейновые советы (ст. 29). В их состав входят представители всех органов власти, общественных организаций, водопользователей, общин коренных народов данной территории. Советы участвуют в разработке схем развития территорий и охраны водных объектов.
Охрана и ответственность
Несмотря на сложные процессы перемещения воды на планете, водные ресурсы считаются исчерпаемыми. Дело в том, что водоёмы могут быть наполнены водой, которую невозможно использовать из-за её низкого потребительского качества.
Охрана водных объектов возложена на их собственников, то есть на физических и юридических лиц, государство и органы местного самоуправления (ст. 55 ВК РФ). Собственники принимают меры по недопущению истощения, засорения и загрязнения водоёмов, а так же по их восстановлению после чрезвычайных ситуаций.
За нарушение водного законодательства предусмотрены три вида наказаний – административная, уголовная и материальная. В зависимости от масштабов содеянного виновные лица не только подлежат наказанию в соответствии с требованиями уголовного и административного кодексов. На них возлагается обязанность возместить ущерб, и устранить последствия правонарушения (ст. 68).
Таким образом, Водный кодекс России построен по принципу создания оптимальных условий эксплуатации одного из самых ключевых ресурсов планеты. Оптимальность заключается не только в обеспечении доступа граждан к данному ресурсу, но и в создании системы, призванной поддерживать допустимый уровень состояния водоёмов.
Объекты, субъекты и основные понятия
Данный кодекс является своего рода аналогом кодекса торгового мореплавания. Последний отличается большим объёмом, сложностью и наличием иностранной специфики.
Между этими двумя документами есть и грани соприкосновения. Они касаются судов, осуществляющих движение по маршрутам, связывающим морские и речные линии. Несмотря на перемещение судов не только по морю, но и по рекам или озёрам, вся деятельность людей по обеспечению этого процесса регулируется кодексом торгового мореплавания.
КВВТ РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают между пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, а так же организациями, обеспечивающими судоходство на внутренних водоёмах. Объектами действия данного кодекса являются порты, а так же водные суда и пути (ст. 1).
В кодексе содержится подробная расшифровка понятия внутренних водных путей
Это особенно важно для территории России, отличающейся высоким уровнем разнообразия природных условий и водоёмов
Как следует из положения статьи 7, внутренние водные пути делятся на две части – федерального и регионального значения. Их список формируется и утверждается Правительством РФ. К федеральным относят пути (ст. 7):
- определённые в качестве таковых на основании заключения международных договоров;
- с разрешённым плаванием под иностранными флагами;
- находящиеся в пределах трансграничных водоёмов;
- перемещения грузов в районы Крайнего Севера;
- соединяющие крупные административные и стратегически важные центры;
- находящиеся на территориях нескольких субъектов федерации.
К водным путям регионального значения относятся преимущественно маршруты, проложенные в пределах одного субъекта федерации.
Данным кодексом регулируется использование не только собственно водоёмов, но и берегов. Службам обеспечения движения водного транспорта разрешено (ст. 10):
- возводить временные или постоянные постройки за пределами поселений;
- проводить рубки деревьев для размещения навигационного оборудования и обеспечения его видимости;
- безвозмездно использовать природные ресурсы, находящиеся на берегу водоёма.
Судно как элементарная единица КВВТ РФ
В качестве объекта данного кодекса признаются любые средства передвижения по воде, имеющие государственную идентификацию и минимально необходимый экипаж. Для приобретения собственных идентификационных признаков судно должно иметь номер и название. Номер присваивается государственной организацией, осуществляющей регистрацию судов. Название судно получает от собственного владельца.
Зарегистрированное и названое судно должно обеспечить свою узнаваемость. Это осуществляется путём нанесения номера и названия на борта и некоторые другие части плавсредства. Кроме того, каждое судно должно иметь свои позывные сигналы. Большим судам, обладающим спутниковыми средствами связи, присваиваются персональные номера для судовой станции и избирательного вызова (статья 13 КВВТ).
Кроме того, кодекс предписывает каждому владельцу судна иметь на борту определённый пакет документов, именуемых судовыми. К ним относятся свидетельства:
- о праве собственности;
- мерительное;
- пассажирское;
- о минимальном составе экипажа;
- о предотвращении загрязнений;
- санитарное.
Каждое официальное плавсредство должно иметь на борту судовую роль, а так же судовой и машинный журналы. Все документы выдаются соответствующими государственными органами, а после истечения срока их действия сдаются в тот же орган.
Форма собственности на суда кодексом не ограничивается. В собственность плавсредство переходит с момента его регистрации в органах специального реестра. Постановка на учёт может осуществляться и относительно ещё не построенного судна, которое приобрело свой номер и название (ст. 15).
Экипаж
Существуют три кодекса, которые подробно описывают экипажи разных типов гражданских судов. Это воздушный кодекс (экипажи летательных аппаратов), КТМ РФ и КВВТ РФ. В любом из этих документов содержится информация о минимальном составе экипажа. При этом максимальный состав не определяется. Суда не могут эксплуатироваться, если состав экипажа не соответствует его утверждённому минимальному составу.
Весь экипаж делится на две части – командный и судовой. На пассажирских судах ещё существует третья часть, которая состоит из людей, обслуживающих пассажиров. Минимальный состав зависит от типа судов. Все средства, относящиеся к маломерному типу, обслуживаются минимально возможным количеством людей, то есть одним человеком (ст. 26).
Выделение водоемов в пользование
Новое название и редакцию получила статьи 11 ВК РФ. Теперь ее название: «Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями», а к числу оснований, на которых юридическое или физическое лицо приобретает право пользования водным объектом, отнесены:
- забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 ВК РФ;
- использование акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 данной статьи;
- производство электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;
- сброс сточных вод;
- строительство и реконструкция гидротехнических сооружений;
- создание стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
- строительство и реконструкция мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
- проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 ВК РФ;
- сплав древесины;
- забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
- забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В первых трех случаях пользователь обязан заключить договор, для остальных необходимо решение федеральных или местных властей о предоставлении водных объектов в пользование. Также водопользование сможет осуществляться по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в пользование, в случае:
- использования водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 ВК РФ;
- использования водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 статьи 11 ВК РФ;
- в других случаях, предусмотренных ВК РФ и другими федеральными законами.
Новая редакция статьи 13 ВК РФ предусматривает, чтобы в содержании договора водопользования были указаны цель, виды и условия использования водного объекта или его части, включая объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 ВК РФ.
статья 16 ВК РФ теперь называется «Случаи и порядок заключения договора водопользования по результатам аукциона или без проведения аукциона». Ее новой редакцией определено, что без проведения аукционов заключается договор на пользование водными объектами в случаях приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 ВК РФ, а также в случаях, установленных статьями 15 ВК РФ, 47 ВК РФ, 49 ВК РФ и 50 ВК РФ. В остальных случаях требуется проведение аукциона. Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форму примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора водопользования утверждает Правительство РФ. Пункт 6 статьи 16 изложен в новой редакции: «При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке».