Browning auto 5: великое ружье великого конструктора

Описание

Новые гладкоствольные ружья Browning были разработаны с учетом опыта создания прочих систем, имеющих ручной вариант перезарядки. К примеру, компоновка общего вида была взята от других образцов. На передней части коробки крепится магазин с расположенным на нем цевьем и ствол. К задней ее части присоединен приклад нужной формы. Такая ружейная архитектура создала в последующем возможности для выполнения определенных модернизаций в отношении эргономики системы, не вносящих существенных изменений во внутреннюю механику.

В первом проекте гладкоствольного оружия конструктор Джон Мозес Браунинг предполагал оснащение ружья фурнитурой из древесины. Использовались подствольное цевье и приклад, имеющий выступ в форме пистолетной рукоятки. В прикладной шейке планировалось устройство небольшого по диаметру канала, проходящего глубоко внутрь детали. Именно здесь должен был находиться кожух с расположенной в нем затворной пружиной, отвечающей за возврат.

Базовая версия Браунинга А5 оснащалась стволом 12 калибра и могла работать с соответствующими зарядами для гладкоствольных ружей. В последующем стали создаваться варианты ружей, к которым подходили другие патроны – 16-й и 20-й калибры. Создание таких моделей стало возможно благодаря удачной автоматике, способной адаптироваться к стрельбе боеприпасами, отличающимися различными характеристиками.

Ружье Browning auto 5 оказалось успешным и массовым не только для своего времени, но и на протяжении двадцатого столетия

Разработка и создание

При разработке появилось сразу несколько версий самозарядного ружья, где для перезарядки использовалась энергия отдачи ствола. Патроны использовались с бездымным порохом. Для дальнейшей разработки был выбран самый перспективный последний вариант. Он отличался от предшественников высокими характеристиками и более удачной конструкцией. Именно ее было решено доводить до серийного производства. После недолгого совершенствования проект самозарядного ружья был завершен и предложен потенциальному производителю. Кроме того, конструктор подал ряд заявок на регистрацию изобретений и получил четыре патента.

Изначально Browning Auto 5 планировался к продаже в виде разработок компании Winchester, успевшей к тому времени приобрести 44 оружейных системы, созданных Браунингом. Но дирекцией завода в лице Беннета был сделан отказ, причиной которого явились слабые перспективы этого оружия. Дала отрицательный ответ и вторая компания Remington Arms Co. Известный конструктор обратился в бельгийскую фирму Fabrique National, где ранее уже был налажен выпуск его пистолетов. Новая разработка была воспринята с позитивом, и Брауниг сделал заказ на первую партию огнестрельного оружия в количестве десяти тысяч стволов для последующей их реализации в Америке.

Все ружья были распроданы в течение одного года. Вскоре конструктор попросил Fabrique National частично передать право выпуска и продажи нового ружья фирме Remington Arms, которая сразу наладила производство ружей Remington Model 11, практически не отличавшихся от бельгийской версии.

Ружье Браунинг оказалось наиболее успешным и массовым не только для своего времени, но и на протяжении двадцатого столетия. Во время Второй Мировой Войны ружье прекрасно зарекомендовало себя в боях.

Some tips on buying and owning an Auto 5

There are plenty of Auto 5s around today, and some Model 11s and 720s as well. They are still great hunting guns and a reliable gun for home defense or informal target shooting. If you want to own an example of John Browning’s greatest invention, it’s not hard to find one.

Belgian Auto 5s command the highest prices. Top dollar for a Belgian Light 20 gauge in unfired condition is about $1500 (12s are less), and you can find Auto 5s that in fine condition to take hunting for under half that. The Japanese guns are every bit as good as the Belgian Auto 5s, although some are heavier than the equivalent FN model, and they don’t bring quite as much money on the used market.

The A5 Ultimate, currently made by Browning. mfg photo

Model 11s and 720s aren’t as easy to find, if only because the youngest of them are still pushing 70 years old. Typically, they don’t sell for anywhere near the price of Browning Auto 5. If you want a smallbore, your only choice is the recently discontinued Franchi AL-48 in 28 gauge.

Check screws, rings and the forend. If you’re buying a used Auto 5, be sure both friction rings are in place and that none of the screw slots on the receiver are torn up. Auto 5s will work without rings, but not without pounding the gun. Marred screw slots mean an amateur has been poking around inside the gun. Auto 5 forends are made from very thin wood and they have a tendency to crack or warp (you’ll see a gap between the wood and steel if you look down from the top).

Auto 5 Variants

The Auto 5/Model 11/Savage 720 appeared in many variants and configurations in three gauges – 12, 16 and 20 – for sporting, target, military and law enforcement purposes. For years, the Belgian-made Auto 5, either in a 2 ¾ inch or 3-inch magnum version, was the prestige gun among waterfowl hunters. Upland hunters doted on the “Sweet 16,” a lightened, scaled down 16 gauge gun.

The Auto 5 came in 3-inch Magnum, Standard and Light versions. A very few “Super Lightweight” Auto 5s were made with alloy receivers late 60s. The Auto 5 appeared in police and military configurations as well, serving most notably with the British army during the Malayan Emergency of 1948-1960.

A cut down A5 mimicking a configuration preferred by outlaw Clyde Barrow. web photo

Remington’s Model 11 was the first semiauto made in the U.S. In its early years, before the migratory bird treaty of 1916 put an end to commercial harvest of game, it was a favorite among market hunters for its rapid firepower. It was made in several hunting and target versions. For a long time Model 11s were the dominant gun among skeet shooters.

The Model 11 saw more law enforcement and military use than the Auto 5. They were issued to soldiers on guard duty and during World War II, and the Army Air Force used Model 11s to teach aerial gunners how to lead enemy planes by training them on the skeet field. Most of those Army guns were standard skeet guns, but some were set in aircraft-style mounts and even paired in mocked up turrets.

Likewise, the less expensive Savage 720 served in both sporting and military capacities. In addition to the 720, Savage made a lighter 726 Upland Sporter with a two-shot magazine, and the 745, a lightweight version with an alloy receiver.

An example of a Savage 720 shotgun. photo from gunsinternational

Birth of the Auto 5

From left to right: Early Remington Model 11 12-gauge with the original style safety, later Remington Model 11 in 20-gauge, Browning Auto 5 in 12-gauge magnum, and a Browning Auto 5 in 20-gauge. photo from gunsamerica.com

A semiautomatic shotgun presented Browning with a unique challenge. He admitted the Auto 5 was the most difficult gun to design of his career. In 1898 he and brothers built three different guns and tested them endlessly. The design he settled on was a long-recoil model. In long recoil operation, the barrel and the bolt move back together under recoil about three inches.

The bolt is held back briefly as the spring drives the barrel forward into battery, ejecting the spent shell and chambering a new one, then the bolt follows to close on the freshly chambered shell. The gun had a distinctive squared-off, “humpbacked” receiver to accommodate the bolt.

In one way, designing semiauto pistols, rifles and even machine guns was easy compared to making a semiauto shotgun. Most pistols and rifles need to function with only a very few loads, while shotguns have to work with a wide range of ammunition from light target loads to heavy hunting and buckshot rounds.

The problem is regulating bolt’s speed as it moves back to eject the old shell and forward to chamber the next one. The heavier the load, the harder and faster it drives the bolt back, battering the gun and shortening its life. But, if you make a gun that can stand up to heavy loads, there won’t be enough energy generated to drive the bolt back at all when you shoot lighter ammo. It’s a tricky balance, and one Browning struggled with. At least one of his early prototypes was ruined by the battering of the bolt against the back of the receiver.

Browning solved the problem with adjustable friction rings that slid over the magazine tube and sat on top of the spring that was compressed by the barrel under recoil. Set one way, the rings provided enough braking to slow the barrel down when firing heavy loads, and set other way, they reduced friction so the gun could function with light loads. Browning and his brothers tested the gun more than any other gun he ever invented to be sure it was ready.

An example of a Belgium-made FN Auto 5 from 1969. Note the magazine cutoff switch on the left side of the receiver, a feature only present on A5s made by FN and the “American Browning” shotguns made by Remington during WWII, which differed from Remington’s nearly identical Model 11. photo from gunauction.com

Browning didn’t make guns himself. He designed them, then sold or licensed them to established manufacturers. He first took his gun to Winchester, which had bought so many of his designs already, balked at his request for royalties on the new shotgun. Browning took the gun to Remington, but the day Browning was set to meet with Remington’s president Martellus Hartley, Hartley died suddenly of a heart attack. Remington turned the gun down and Browning went to FN in Belgium, which would produce the gun until 1975. Browning also licensed his gun to Remington, which produced it as the Model 11 from 1905 to 1947. After his death the design was also licensed to Savage, which called it the Model 720 and made it from 1930 to 1949.

A WWII-era “American Browning” made by Remington. photo from icollector.com

During World War II when Belgium was occupied by the Nazis, Auto 5s, nicknamed “American Brownings” were made in the Remington factory alongside the Model 11s. In 1976, Browning shifted Auto 5 production from FN to Miroku in Japan. Production ended in 1998 after a near-100 year run during which over 2,700,000 Auto 5s were made along with 850,000 Model 11s and several thousand Savage 720s. Guns based on the long-recoil design were introduced after the original patents expired, including the Remington 11-58 and the Franchi AL-48.

The Auto 5 was often called “A5” by its owners until 2012, when Browning introduced a new gun it calls the A5. That gun, while quite good, shares the humpback receiver but is completely different inside.

Технологии

Как утверждают специалисты, ружье Браунинг до такой степени надежно, что ему смело можно давать гарантию на сто тысяч выстрелов или пятилетнюю эксплуатацию. Ружье работает безотказно механизм после стрельбы остается практически чистым, потому что основная масса газов выходит через ствол, минуя механику.

Для самозарядных ружей десятилетиями популярной считалась технология Speed Loading. Механизм зарядки первый патрон досылает сразу в патронник. Разряжается Браунинг благодаря технологии Speed Unload, позволяющей быстро достать из магазина все патроны, не используя для этого затворную ручку.

Система Total Barrel Dynamics представлена совокупностью особых характеристик, позволяющих ружью Браунинг превосходить прочие аналоги по длительности эксплуатации и точности боя. Первая из таких составляющих – ствол из высококачественной стали, абсолютно невосприимчивый к дроби. Далее идет сочетание технологий обратной расточки Back-bored и удлиненного конуса патронника Vector Pro. Данная комбинация минимизирует силу трения и давление на заряд дроби, уменьшает деформирование, увеличивает скорость. За высокоточную стрельбу ответственность несет дульная насадка Invector-DS. В общем, с такой системой, как Total Barrel Dynamics, вы полностью исключите любые случайности.

Заглушку магазина Turn Key легко снимать и устанавливать. Для этого следует снять крышку, вставить в заглушку автомобильный ключ или отвертку, нажать и повернуть. Установленная заглушка позволяет заряжать магазин всего тремя патронами, что полностью соответствует правилам охоты на перелетных птиц. Кроме этого, заглушки использовались для первоначального обучения стрельбе из Браунинга.

Амортизатор, сконструированный по технологии Inflex II, относят к следующему поколению устройств с большей степенью поглощения. Материал отлично амортизирует и скользит, не позволяя ткани сминаться во время ведения огня от плеча. Специальная конструкция приклада уходит вниз и в сторону от щеки стрелка, что улучшает удобство стрельбы, увеличивает скорость очередного выстрела.

История[править | править код]

Разработку ружья Браунинг начал в 1898 году. Браунинг сконструировал сразу три варианта ружей, использовавших для перезарядки энергию отдачи ствола. Выбрал он третий вариант, последний разработанный, наиболее перспективный. Сначала Браунинг хотел продать свою разработку фирме Winchester, которая ранее купила у него 44 системы его оружия. Но директор завода Беннет (англ. T.G.Bennett) отказал Браунингу, так как считал такое оружие неперспективным. После этого Браунинг решил продать разработку Remington Arms Co., но и там ему это не удалось. После этого Джон Браунинг остановился на бельгийской фирме Fabrique Nationale, которая уже ранее наладила производство его пистолетов. В этот раз его разработку приняли позитивно. Браунинг заказал партию в 10 тыс. ружей для продажи в США. Все они были проданы за первый год. В 1906 году конструктор обратился к Fabrique Nationale с просьбой передать часть прав фирме Remington Arms. В тот же год Remington начали выпуск ружья Remington Model 11

, имевшего минимальные отличия от бельгийского варианта.

Ружьё Browning Auto-5 оказалось одним из самых успешных и массовых ружей не только своего времени, но и всего XX века.

Принцип работы и особенности конструкции

Гладкоствольное самозарядное ружье Browning Auto-5 использует для работы автоматики энергию отдачи ствола при его длинном ходе. После выстрела ствол, жестко сцепленный с затвором, откатываются назад на полную длину хода, затем затвор останавливается в заднем положении, расположенная в нем запирающая личинка освобождает ствол, и тот под воздействием своей возвратной пружины, расположенной под стволом. вокруг трубки магазина, начинает движение вперед.

После прихода ствола в переднее положение он освобождает затвор при помощи специального рычага. Под действием расположенной в шейке ложи возвратной пружины затвор начинает движение вперед, подхватывая с подавателя очередной патрон и досылая его в ствол. В конце наката затвора расположенная в нем запирающая личинка качается вверх, жестко запирая патрон в стволе.

В конструкции ружья Browning Auto-5 предусмотрена система торможения ствола, обеспечивающая более или менее стабильную скорость отката подвижной системы для достаточно широкого диапазона зарядов и снарядов патронов. Эта система состоит из нескольких фрикционных колец, расположенных между охватывающим трубку подствольного магазина направляющим кольцом ствола и возвратной пружиной ствола.

Чем выше энергия отдачи патрона, тем сильнее фрикционное кольцо сжимается находящим на его конусную часть снаружи регулировочным кольцом, увеличивая тем самым трение между кольцом и магазином, а значит и вводя дополнительную силу, тормозящую откат.

В ружье Браунинг, предназначенном под патроны Магнум, установлено два фрикционных кольца. Если стрельба ведется обычными зарядами, одно из них рекомендуется снимать. Данная система критично относится к смазке наружной поверхности магазинной трубки, но если организовать должный уход и выполнять необходимую регулировку, то ружье будет работать надежно.

Ружья Браунинг, изготовленные в Бельгии, на ствольной коробке слева имеют специальный рычаг, с помощью которого отсекается магазин, чтобы приостановить подачу боеприпасов на подавательный лоток. Такая особенность создает возможность оперативной замены патрона на другой, более необходимый заряд. В ружьях фирмы Ремингтон такой особенности не предусматривалось.

Как известно из истории концернов, при создании Браунинга Авто 5 в качестве дополнительного оснащения могли использовать стволы с прицельными планками или без них, устанавливать фиксированные или сменные дульные чоки разной длины. Ложа из древесины тоже могла иметь отличия по качеству изготовления и отделки, по форменным особенностям шейки.

Video Game

Game Title Appears as Note Release Date
BloodRayne Breaning A5 With Cutts Compensator 2002
Battlefield 1942 «Shotgun» Secret Weapons of WWII expansion pack 2003
Medal of Honor: Pacific Assault «Model 11 Riot Gun» 2004
Team Fortress 2 «Baby Face’s Blaster» With «mare’s leg» stock, sawed-off barrel, drum magazine, and lever action instead of semi-auto 2007
Godfather II, The (VG) 2009
Red Dead Redemption «Semi-Automatic Shotgun» 2010
Deadfall Adventures «FN Auto 5» short barreled military version 2013
World of Guns: Gun Disassembly Browning Auto-5 2014
The Order 1886 «RA-5 Repeating Shotgun» 2015
Battlefield 1 «12g Automatic» Straight stock 2016
Hot Dogs, Horseshoes & Hand Grenades Auto-5 2016
Screaming Steel: 1914-1918 «Auto-5» 2018
Red Dead Redemption II «Semi-Automatic Shotgun» 2018
Battlefield V «12g Automatic» Straight stock 2018
Hunt: Showdown «Crown & King Auto-5» Markings give an anachronistic manufacture date of 1891 2018
Call of Duty: Vanguard «Gracey Auto» w/ various attachments 2021

Новый А5: легенда продолжается

Система Kinematic Drive System. Четыре боевых упора обеспечивают ускоренное на 40% отпирание

Вроде на первый взгляд все просто: вызвав к жизни дух великого Джона Мозеса в образе реанимированного Auto-5 — самого успешного из всех полуавтоматических гладкоствольных ружей, — компания Browning сделала беспроигрышную ставку на классику и традиции. Припомним, кстати, что Auto-5 окончательно сошел со сцены 12 лет назад — очень вовремя, оставив после себя хорошую память и множество безутешных, которым его не хватило. На самом деле ситуация сложнее: в 2009 г. бельгийцы выпускают газоотводный Maxus, который сейчас только набирает обороты. Выпуск инерционного полуавтомата — попытка откусить часть рынка у Beretta Group с их Benelli. Шаг довольно рискованный, но кто не хочет пить шампанское?

От Джона Мозеса здесь, пожалуй, только название. Да и то бельгийцы изменили его, сократив с Auto-5 (названия, использовавшегося с 1952 г.) до А5. Напоминает творение великого американца и угловатый, «горбатый» дизайн задней части ствольной коробки. Все остальное — новое.

Собрано ружье в Португалии, ствол выкован в Бельгии на Fabrique Nationale. Работа автоматики нового A5 основана на инерционном принципе и отличается от классических Benelli (патент Бруно Чиволани) лишь дизайном затвора. Принцип действия имеет название Kinematic Drive System, а сердцем системы является пружина, аккумулирующая энергию при откате всего ружья назад при выстреле. Разжимаясь, эта пружина заставляет поворотную боевую личинку с четырьмя боевыми упорами (заметьте — упоров в два раза больше, чем на Benelli!) расцепиться со стволом и отбрасывает затвор в заднее положение. Производители утверждают, что дизайн копирных пазов затвора и выступов на личинке позаимствован у карабина Bar. Боевая личинка и сам затвор имеют тефлоновое покрытие, призванное обеспечить мягкость работы. Kinematic Drive System гарантирует безотказную работу полуавтомата на патронах с массой снаряда от 28 до 53 г.

Вариантов длин стволов, имеющих хромированный патронник и канал, четыре — 660, 710, 760 и 810 мм. Канал ствола в А5 имеет фирменный браунинговский профиль Back-Bored Technology (диаметр 18,77 мм) и удлиненное форсирующее коническое сужение снарядного входа Vector Pro длиной 37 мм. Такой профиль канала ствола обеспечивает оптимальное развитие давления при выстреле и принципиально меньшее деформирование дроби. Сменные дульные сужения Invector DS длиной 80 мм оснащены уплотнительным кольцом, что полностью устраняет прорыв газов, облегчая чистку и смену чоков. Также дульные сужения имеют оптимизированный внутренний профиль для повышения эффективности выстрела.

Затыльник Inflex второго поколения при выстреле отводит приклад вниз и вбок от щеки стрелка. Результаты тестов демонстрируют уменьшение подброса ствола почти на 50% по сравнению с основным конкурентом — ружьем Benelli Vinci. Внутри кейса в пластиковом контейнере находятся три чоковых трубки Invector DS: Modified (получок), Improved Modified (3/4 чока) и Improved Cylinder (цилиндр с напором) с ключом для их замены, набор удлиняющих прокладок под затыльник и набор проставок для изменения отвода и погиба приклада.

Компания Browning объявила о гарантии для этого ружья в 5 лет или 100 000 выстрелов, позиционируя новый А5 как самое надежное и выносливое ружье в мире. До них такой гарантии на рядовой полуавтомат не давал ни один производитель. Столь серьезные заявления базируются на более чем полумиллионе патронов, отстрелянных из 140 тестовых ружей.

Как покажет себя это ружье в условиях пустыни, нам предстоит узнать уже завтра: утром мы отправляемся охотиться на горлицу.

Конструкция и принцип работы

Дробовик Браунинг в своей работе использует энергию отдачи ствола при его длинном ходе. После совершенного выстрела ствол, имеющий жесткое зацепление с затвором, откатываются назад на полную возможность, затвор останавливается, размешенная внутри его личинка дает стволу свободу, и последний, под действием возвратного пружинного механизма, совершает перемещение вперед. Гильза стреляного патрона задерживается на затворном зеркале и, как только ствол достаточно сместился вперед, выбрасывается из ружья через специальное окно, расположенное в коробке ствола.

Ствол, вернувшись в переднее положение, оказывает воздействие на задержанный затвор, высвобождая его. Находящаяся в ложе пружина начинает свое движение и смещает затвор, который зацепляет очередной патрон и досылает его в ствол. К завершению наката запирающая личина, которая находится в затворе, совершает движение вверх, а находящийся на ее верхней части боевой упор цепляется за вырез ствольного хвостовика, плотно заперев патронник.

В устройстве ружья Браунинг предусмотрели систему торможения ствола, создающую относительно стабильный скоростной режим отката подвижной системы на довольно широкий диапазон зарядов. В составе системы имеется несколько колец, располагающихся между направляющим ствольным кольцом, охватывающим подствольный магазин, и возвратной ствольной пружиной. От энергии отдачи будет зависеть сила сжатия фрикционного кольца надвигающимся на его конусовидную часть регулировочным кольцом, увеличивающая таким образом трение кольца о магазин, которое создает дополнительное усилие для торможения отката.

В дробовике Браунинг, предназначенном под патроны «Магнум», установлено два фрикционных кольца. Если стрельба ведется обычными зарядами, одно из них рекомендуется снимать. Данная система критично относится к смазке наружной поверхности магазинной трубки, но если организовать должный уход и выполнять необходимую регулировку, то ружье будет работать надежно.

УСМ Браунинга курковый, предохранительная кнопка расположена в основании спуска. Подача патронов выполняется из трубчатого магазина, емкость которого равна 4 зарядам, а пятый подается сразу в ствол.

Ружья Браунинг, изготовленный в Бельгии, на ствольной коробке слева имеют специальный рычаг, с помощью которого отсекается магазин, чтобы приостановить подачу боеприпасов на подавательный лоток. Такая особенность создает возможность оперативной замены патрона на другой, более необходимый заряд. В ружьях фирмы Ремингтон такой особенности не предусматривалось.

Как известно из истории концернов, при создании Браунинга Авто 5 в качестве дополнительного оснащения могли использовать стволы с прицельными планками или без них, устанавливать фиксированные или сменные дульные чоки разной длины. Ложа из древесины тоже могла иметь отличия по качеству изготовления и отделки, по форменным особенностям шейки.

Browning auto 5 использовался среди охотников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector