Бушмены — загадочное племя

Современный мир, бушмены и представления о них

О том, как они выживают в своих пустынных районах, непригодных для сельского хозяйства, написано очень много. Но недаром говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Есть такой забавный и веселый фильм — «Наверное, боги сошли с ума». Живет себе в родной пустыне семья бушменов и однажды у нее происходит контакт с современным миром… В главной роли снялся самый настоящий природный бушмен.

Это, конечно, не документальный фильм, но и мы ведь с вами не ученые-этнографы. Посмотрите — не пожалеете. А потом задайте себе вопрос: «Какие же они, бушмены?» Скорее всего, у большинства возобладает мнение, что современные бушмены — это наивные взрослые дети, живущие в гармонии и с собой, и с природой.

Многие так их себе и представляют — живут себе затворники в Калахари, не подозревающие ни о скоростном интернете, ни о космических полетах. Примитивный народ, у которого в языке только два числительных — «один» и «много». Культура которого давно пришла в упадок…

Кустарниковые люди

Не успел я удивиться весьма приличной дороге, ведущей от Виндхука на восток, навстречу приключениям, как Вилли, мой темнокожий шофёр и проводник, предупредил, что километров через триста можно будет забыть об автобане и редких оазисах для путешественников. Там начнётся настоящая пустыня Калахари. что означает «мучимая жаждой». Я подумал о наших запасах воды и защитных кремах от испепеляющего солнца. Но как быть с 50 градусами жары в тени? — Слушай, Вилли, — не выдерживаю я. — Как тебя зовут по-настоящему? У тебя же наверняка другое имя? — Вам его всё равно не выговорить. — искренне смеётся проводник. — Называйте меня Вилли. — Но всё же… В ответ темнокожий парень произносит нечто невероятное — какое-то чмоканье и щелчок языком. Пытаюсь повторить. Вилли смеётся так, что едва не выпускает руль из рук. Приходится признать, что люди пустыни действительно говорят на странном цокающем языке, где щелчки — обычные звуки их речи. А ещё в языке бушменов — а именно к ним мы и едем — нет числительных. Разве что «один, единица». Все. что идёт далее, означает просто «много». Наконец мы приехали в какой-то посёлок — десяток домов, сложенных из толстого картона. А что? Дождей тут нет, а картонное жилище даже создаёт какую-то прохладу. Дальше, к бушменам, мы пойдём пешком — дорога тут заканчивается. Воду и еду понесём на себе. Вилли обнадёжил, сказав, что запаса воды должно хватить, пока мы дойдем до стоянки племени. Радовало слово «должно»… На вопрос о воде там, в пустыне, проводник бодро заверил меня, что её там полно, нужно только знать, где копать. Метров на пять углубишься в песок. и вот она, вода! Именно так бушмены и добывают драгоценную влагу. Мы с Вилли сидели у вечернего костра, и я вспоминал, что знаю о народе Калахари. Бушменов осталось не более ста тысяч человек. Учёные определили, что они живут на своей извечной земле не менее 20 тысяч лет и настолько своеобразны — и по своему антропологическому типу, и по языку, — что их относят к особой расе. Эти низкорослые люди не имеют постоянных жилищ, часто укрываются в кустарнике, сооружая из веток шалаши. Отсюда и пошло название «бушмены» — «кустарниковые люди», — данное им первыми голландскими поселенцами. Часто в бесплодных полупустынях находили месторождения алмазов и золота. И европейцы изгоняли бушменов с их территорий. Белые пришельцы отстреливали дичь, чтобы лишить аборигенов пищи, отравляли колодцы…

Семейные обряды

В Приазовье греческие общины появились после переселения из Крыма. Эта этническая группа сложилась не так давно, а потому многие древние ритуалы были забыты.

Тем не менее, в культуре приазовских греков хранится немало самобытных элементов. В Мариуполе и ряде соседних городов побережья Азовского моря и сегодня можно увидеть греческие ритуалы, в которых особое место занимают православная вера и семейные обряды.

Я хочу отметить, что семейные ценности играют крайне важную роль в жизни греческих общин. В XIX-XX веках у греков Приазовья были сильны старинные семейные принципы.

Без народных песен не обходится ни один праздник / spartak.com.ua

Несколько семейств могло проживать под одной крышей. Главой такого обширного рода считался мужчина, старший по возрасту и имеющий наибольший авторитет. В его руках находился семейный доход он мог распоряжаться совместным имуществом.

Несмотря на столь ярко выраженные патриархальные традиции, в пределах дома главная роль принадлежала женщине. На её плечи была возложена вся домашняя работа, заботы о детях, решение хозяйственных вопросов.

Греческие женщины – это умелые хозяйки, чтущие традиции своего народа / azov-greeks.blogspot.com

Совместить две крайности

Опыт жизни племен по-новому, когда оставаясь бушменами, они живут так, как все люди, есть. Еще американец Джон Маршалл разрабатывал планы по переходу бушменов дзу/хоанси к занятию скотоводством и земледелием.

А в 1981 году почти за десять лет до того, как Намибия стала независимой, в затерянном мире Nyae Nyae появляются преисполненные оптимизма представители американских неправительственных организаций. Которые отнюдь не считают утопией возможность совмещения былого и современности.

На территории бушменов дзу/хоанси, где были признаны их права собирателей и охотников, создается фермерский кооператив. В его планах — оседлая жизнь, обучение племени новому, в том числе огородничеству под руководством агрономов. А если людей охватит тоска по жизни в пустыне, то вот она привычная жизнь — рядом.

Построен поселок, гараж, небольшая АЗС, кафе, центр для обучения ремеслам. Амбициозным планам нет конца. Лингвист Патрик Диккенс вовсю работает над англо-дзухоанским словарем и над орфографией языка. Вроде бы предусмотрено все…

— Какие табу есть у бушменов?

— Во-первых, очень многие табу являются общими для разных культур. Например, они могут быть очень похожи для народов, имеющих один и тот же тип хозяйствования, скажем, для охотников-собирателей.

У бушменов есть любопытное представление о мертвых. Мертвых боятся. Мне доводилось читать, что назвать имя умершего у бушменов − означает накликать беду. Кстати, это довольно любопытно, потому что подобное я слышал и про аборигенов Австралии. У них это тоже вызывало сложности при установлении родства языков, так как могла замещаться базовая лексика. Ведь этим народам свойственно давать новорожденным имена из базовой лексики, то есть называть людей словами, которые могут означать явления природы или животных.

Таким образом, если имя умершего нельзя называть, значит, названия каких-то животных или сил природы будут замещаться другими. Все это быстро приводит к исчезновению лексики, которая в нормальной ситуации так быстро меняться не должна. И если и у бушменов мы можем наблюдать ту же картину, то это должно приводить к сложностям лингвистического анализа.

Другое табу. В одной из сказок или мифов я прочитал, что детям не разрешалось есть сердце шакала. Вообще, в Африке едят все. Как-то в Западной Африке я проводил опрос, и выяснил, что едят здесь практически все виды животных. Но сердце шакала у бушменов есть было запрещено. Это объясняется трусостью животного. Сердце его не разрешалось есть, чтобы не перенять его трусость.

А еще у бушменов не принято выбрасывать еду, необходимо доедать все, что остается от трапезы, иначе постигнет наказание. Понятно, что это связано с бедностью рациона.

Но какие-то более серьезные табу, конечно, связаны с регулированием социальных отношений и запретом инцеста. Особенно запрет на инцест актуален для небольших групп. Поэтому здесь довольно широко распространена экзогамия − поиск невесты в другом клане. Это приводило к тому, что брат с сестрой не могли даже сидеть рядом. Причем, не только с сестрой, но и с женщиной, которую зовут так же, как сестру, поскольку считается, что ношение одного имени тоже свидетельствует о родственных узах.

Недавно в Нигерии я сам столкнулся с ситуацией, своеобразно отражающей подобное отношение к имени. Когда я приехал на праздник инициации этнической группы ньонг, ко мне подошел человек в полувоенной форме − что-то типа охранника вождя. И когда он узнал, что меня зовут Александр, то сказал, что его отца тоже так зовут, а это значит, что он − мой сын

Вообще говоря, понятно, что это была некая шутка, но тут важно понимать, что мне в голову такая шутка, скорее всего, не придет, потому что у меня нет привычки переносить имя на реальные родственные отношения. А у бушменов и вовсе это могло бы быть не шуткой, а реальным ощущением родства

В массе мест Африки, где я был, моветон брать что-то левой рукой, есть, подавать что-то и т. д., так как левая рука считается нечистой. Бывала пара ситуаций, когда я забывал про это, что-то покупая, и меня просили переложить деньги в другую руку.

Дом – обитель мира

Дом для талышей является маленькой моделью всего мира

Строят свои жилища эти люди из деревьев, причём очень важно, чтобы постройка располагалась рядом с деревом. Если же дом следует построить в лесу, талыши ставят его так, чтобы не пострадало ни одно дерево

Именно поэтому жилище может быть самых причудливых форм. Представители этого народа с особым почтением относятся к растениям – они верят, что те способны помогать человеку, но могут и “обидеться” за неподобающее обращение.

В доме у талыша Гариба Габибова / newshay.com

По внешнему облику дома можно определить материальное положение его семьи, и дело вовсе не в дизайне. Секрет в том, что в домах бедняков нет окон. Но если в горной местности жизнь относительно спокойная, то в низменностях летом людям приходится несладко.

Из-за жары и обилия комаров, высокой влажности в домах многие талыши предпочитают проводить сезон в палатках. Такой массовый “выезд на природу” уже стал привычным для многих поколений талышей.

Талышские дети обязательно участвуют в домашних работах / Foton Fan / talyshcenter.org

Традиции талышей заключают в себе удивительную гамму из культурных отголосков и особенностей разных народов. В талышских обычаях немало влияния азербайджанцев и иранцев, но, несмотря на это, они не теряют уникальности и самобытного оттенка.

Талыши являются верными хранителями наследия своих предков, они искренне гордятся своей богатой и сложной историей, а потому можно не сомневаться – культура этого народа будет развиваться и в будущем.

Чего еще хотят бушмены

Когда-то бушменские племена не имели никаких социальных институтов, как, например, вождей. Сейчас они полноправно участвуют в голосовании, имеют своего представителя в парламенте.

И вот, по сообщению агентства Reuters, представитель бушменов заявил газетчикам о своем намерении просить правительство Намибии вернуть племени земли возле заповедника Этоша, исконное место жизни их предков. Он посетовал, что каждая народность в стране имеет свой дом — то место, куда могут переселиться его постаревшие члены. А у них подобного дома нет…

Но пока правительство весьма прохладно отнеслось к этой просьбе, указав, что слишком долго племя жило вне этих территорий.

Flickr

Как хорошо и важно оставаться бушменом

Остаться бушменами — означает вести традиционный образ жизни в привычных местах, традиционно воспитывать детей, по мере их подрастания обучать мальчиков охоте, девочек собирательству.

Вот как традиционно проходит у них вечер — любимое время народа сан. Отполыхал закат, черными силуэтами стоят кусты и деревья, наползает фиолетовый туман. В колючих кустах таятся чуткие спрингбоки, в норках дремлют симпатичные сурикаты, где-то в отдалении тявкнул шакал… На стоянке бушменского племени горит костер, вокруг него собрались люди. Ужин съеден, но от огня никто не уходит. Слышен веселый смех, голоса женщин.

Flickr

Дневные разговоры почти всегда серьезны и кратки — решаются деловые вопросы, разбираются конфликты… Иное дело беседы вечером. Никто не спешит, речь говорящих образна и эмоциональна. Люди делятся чувствами, мыслями, переживаниями… Ребятишки жмутся поближе к старику — уважаемому соплеменнику, слушают разные истории и древние сказки…

Бушмены очень музыкальны и любят петь и танцевать. Вот вокруг женщин, сидящих около рыжего пламени, стали прохаживаться мужчины, прихлопывать и притоптывать. Начинается танец. Ритм ускоряется и вот уже танцоры носятся вокруг костра, поднимая фонтаны песка. Чтобы отбивать ритм, у них на щиколотках бусы из коконов мотыльков, наполненные семенами или мелкими камешками, музыку извлекают из примитивных инструментов типа своего охотничьего лука…

Танцуя, они изображают животных — страуса, лань, кузнечика, сцены охоты, эпизоды сказок и мифов. Те, кому довелось провести вечер у костра народа сан и увидеть бушменские пляски единодушны — они неподражаемы.

Да и бушменские мелодии вполне понятны европейскому уху, поэтому записи их музыки и танцев находят своих почитателей не только среди специалистов.

По нашим стандартам, бытие народа сан малопривлекательно. Ну что это за жизнь! Тем не менее, если спросить бушмена, нравится ли ему жить в пустыне, тот в ответ удивится: «Что за глупый вопрос. Если туда не возвращаться, можно умереть от тоски».

Сан действительно считают, что это правильный образ жизни — для них. Когда они у себя дома, где свободны и счастливы. И это снова подтверждает мысль, что счастье — это состояние ума.

Погребальные обычаи народа Тавриды

В краю, где некогда жили тавры, и сегодня можно увидеть каменные “ящики”, где этот народ хоронил умерших. На горе Кошка располагается некрополь, где насчитывается около полусотни таких сооружений. 

Напоминают они квадратные углубления в земле, обложенные камни. На каждом из них ставили крышку, сдвинуть которую могли лишь несколько человек. Покойников клали в такие “ящики” в позе эмбриона. Чтобы душа человека и после смерти смогла обрести гармонию, с умершим оставляли вещи, которыми он пользовался при жизни – оружие, доспехи, украшения, предметы быта. 

Когда такие каменные склепы заполнялись, из них вынимали кости, оставляя одни только черепа. В урочище Малмуз было найдено захоронение, в котором хранилось 68 черепов тавров. Захоронения тавров задают нам ещё одну загадку об этом таинственном народе. 

Поразительно, но в них практически не встречаются греческие вещи. Как же такое могло быть возможно, если тавры жили за счёт пиратства? Не исключено, что многие предположения учёных об этих племенах являются ошибочными, и истину не так легко найти.

Каменные усыпальницы тавров

Тавры – древний народ, о культуре которого мы знаем не слишком много. Те обрывочные сведения древних греков, что дошли до нас, не дают полной картины жизни, не могут описать многие традиции тавров. Более того, они несколько искажают реальность. Кем же были тавры: мирным коренным населением Крыма или жуткими пиратами? Ответ на этот вопрос может дать только время.

Старинные и современные традиции боснийцев

Некоторые традиции боснийцев ушли в прошлое, однако они ярко подчёркивают самобытность культуры этого народа. К подобным обычаям я бы отнесла “задругу”. Он предполагал, что несколько родственных семейств ведут общее хозяйство.

При этом каждый участок земли имел своего хозяина, однако обрабатывали территорию все сообща. Подобная практика существовала у многих южных славян, что неудивительно – “задруга” помогала в любой момент найти рабочие руки и ладно вести дела, умело распределять обязанности.

Мечеть, католический и православный храмы находятся рядом, Боснанска-Крупа, Босния / Mazbln / ru.m.wikipedia.org

Ряд общественных традиций боснийцев существует уже много веков, при этом оставаясь актуальными в наше время. При входе в дом следует снимать обувь. Брать вещи, передавать какие-либо предметы, деньги следует правой рукой (левая у мусульман считается “нечистой”).

При посещении мечети нельзя обходить молящихся спереди – это может отвлечь человека от общения с Аллахом. Во время бесед с человеком нельзя направлять подошвы ног в его сторону – это считается оскорблением.

Кстати, при рукопожатии с боснийцем не стоит смотреть ему прямо в глаза – подобное поведение воспринимается как признак агрессии и вызов. Боснийцы не любят есть на ходу – это грубейшее нарушение этикета. А также не стоит заглядывать в лицо человеку, занятого поглощением пищи.

Как любой уважающий себя народ, боснийцы сохраняют своё культурное наследие / almode.ru

В традициях боснийцев, на мой взгляд, особенно заметно слияние культур, что наблюдается в Боснии и Герцеговине Это страна с весьма напряжённой религиозной ситуацией, однако именно такое “гремучее” сочетание помогает боснийцам превратить типичные мусульманские обычаи в нечто своеобразное и самобытное. Сочетание славянских суеверий, исламских принципов и европейских норм порождает поистине удивительный колорит, которым можно проникнуться в Боснии и Герцеговине.

Пигмеи – славные охотники

Одно из первых упоминаний о пигмеях встречается в творении Гомера, бессмертной “Илиаде”, где древнегреческий автор описывает карликов, вступающих в бой с журавлями. Европейцы, прибывшие на африканские земли, были поражены низкорослыми людьми того племени. Рост взрослого мужчины-пигмея не превышает 150 см, а чаще всего достигает лишь 125-130 см.

Уже много столетий пигмеи проживают в труднодоступных лесах Африки, где и развивалась их культура. Они прекрасно ориентируются в лесной чаще, ведь традиционное занятие племён – охота, что позволяет выживать немногочисленным общинам. В качестве оружия охотники используют разнообразные силки и ловушки, мастерски пользуются луком и стрелами. Если намечается охота на крупного зверя, участие в охоте принимают и женщины.

Пигмеи отправляются на охоту

Социальный строй

Бушмены живут группами, состоящими из нескольких семей. Вождей у них нет, но у каждой группы есть знахарь, которому приписывается умение общаться с духами, вызывать дождь, лечить болезни.

Традиционная организация сан состоит из нескольких уровней. Начало она берёт из нуклеарной семьи, затем она поднимается на уровень общины, затем на уровень объединения общин, затем она поднимается до уровня диалектной группы, восходящей к лингвистической группе. Формальные лидеры часто отсутствуют. Основу общины составляют объединения пар. Часто брак моногамный, но полигамия имеет место. Раньше была распространена отработка за невесту.

— Александр Юрьевич, расскажите об уникальных языках койсанов

— Согласно гипотезе одного из выдающихся лингвистов XX века Джозефа Гринберга, языки бушменов и готтентотов (этническая общность на юге Африки; как и бушмены антропологически относятся к капоидной расе − NS) были объединены в так называемую койсанскую семью. «Кхой» − по-готтентотски означает «человек». А словом «сан» готтентоты называли бушменов. Гипотетически к этой же семье относили сандаве и хатса, которые довольно далеко отстоят от остальных койсанов. Но на сегодняшний день самыми дальними родственниками койсанов признают только сандаве, с хатса же − вопрос более сложный. Их родство с койсанами не имеет убедительных доказательств.

Бушмены из Намибии

Но откуда вообще возникла идея объединять языки этих групп? Теперь мы подошли непосредственно к вашему вопросу. Дело в том, что практически ни в одном языке мира, кроме койсанской группы языков, нет особой серии согласных звуков, которые называют «щелкающими», двухфокусными или кликсами. Для того чтобы представить себе их звучание − вспомните звук поцелуя, щелканья языком при игре «в лошадку» с детьми и т. д. Как видим, все эти звуки, в принципе, мы тоже можем воспроизвести, как и люди, говорящие на других языках. Но ни в русском, ни в других языках эти звуки не имеют фонологической значимости. А у койсанов такие слова есть, причем, слова, которые отличаются только этими звуками. Поэтому когда слышали такие редкие звуки − пытались объединить языки в одну группу. Но не стоит забывать, что те же южные банту, в языке которых тоже есть щелкающие звуки, заимствовали эту особенность, что вовсе не означает их принадлежность к койсанам. Так, что для установления генетического родства одного типологического критерия (даже столь характерного) мало.

Мушкетёрская культура региона

Главной традицией Гаскони стало сохранение наследия мушкетёров. Благодаря Дюма их край стал ассоциироваться со славным д’Артаньяном и его товарищами. В 1951 году их потомки организовали “Общество мушкетёров Арманьяка”. Именно это общество стало основой сохранения старинных традиций и распространения сведений о Гаскони и её истории.

Если вы хотите окунуться в особенную “гасконскую” атмосферу, стоит посетить город Ош. Мало того, что этот населённый пункт является центром спортивного фехтования, так ещё именно там ежегодно проводится праздник мушкетёров. Такой фестиваль, как правило, приходится на июнь-июль, хотя порой бывает несколько праздников за лето. Проходят они на главной площади Оша.

Памятник мушкетёрам работы скульптора Зураба Церетели, установленный на родине д’Артаньяна в Гаскони в 2010 году / dcwmagazine.com

На гасконском празднике мушкетёров можно действительно погрузиться в атмосферу поединков и яркости фехтования. Участие принять могут лишь те, кто хотя бы год занимается данным видом спорта. Согласитесь, странно было бы наблюдать за профессионалом и человеком, который не знает, как держать в руках шпагу.

Противники должны быть равноценными (новичков или детей не поставят в пару с маститыми фехтовальщиками), за чем и следит судейская комиссия. Кроме того, к каждому участнику крепится портативная система, фиксирующая число уколов. Судьи же подсчитывают такие “ранения”. Конечно, в идеале их вовсе быть не должно, при этом участник обязан соблюдать все правила боя “по-мушкетёрски”.

Интерес праздник мушкетёров вызывает у многих гостей и жителей Оша. Он понравится и профессиональным спортсменам, и ценителям фехтования, и любителям истории. Не стоит забывать, что каждый уголок Гаскони способен открыть какие-то тайны прошлого.

Участие в мушкетёрском празднике могут принять лишь фехтовальщики с опытом / alex-naumov.livejournal.com

Традиции гасконцев направлены на популяризацию и сохранение мушкетёрских традиций. С лёгкой руки Александра Дюма этот регион стал самым известным во Франции. Гасконцы уже много веков славятся как яркие, неординарные, смелые и интересные люди. И это вовсе не выдумка знаменитого писателя. Такой необыкновенный характер этого народа подтверждает и культура, и история.

На обложке: Город Ош / Борис / tourister.ru

Строительство в традициях пигмеев

У современных пигмеев неплохо развита меновая торговля. Свои продукты они обменивают на металлические изделия – наконечники для стрел и копий, что крайне необходимы охотникам.

Кочевой образ жизни по-прежнему является преобладающим для племён пигмеев. Как и их предки, они не могут закрепиться на определённом месте, что связано с сезонной миграцией животных.

Пока мужчины рубят дерево женщины строят хижину  / Olson&Farlow

Немало традиций пигмеев связано со строительством дома. Своё жилище они делают из прутьев и листьев, скрепляя их глиной. Как ни удивительно, но это занятие считается женским, поскольку мужчины большую часть времени посвящают охоте.

Однако глава семьи выбирает место для постройки, после чего отправляется к старейшине племени. Тот в случае своего одобрения передаёт мужчине бамбуковую палку с заострённым концом (ныомбикари). Этим приспособлением необходимо обозначить границы будущего дома, после чего строительством начинают заниматься женщины племени.

Женщины из племени пигмеев традиционно строят хижины

Вне времени

Племена пустынь не заглядывают в будущее. Да и зачем? Похоже, бушмены видят не бег времени, а его вечный круговорот… Только тут, пожив среди удивительных «кустарниковых людей», я с удивлением узнал, что орудия труда, оружие — все, что человек сделал своими руками, — находятся в его личной собственности. Вещи, принадлежавшие бушмену при жизни, кладут с ним в могилу. Но не потому, что они понадобятся ему в загробной жизни, а потому, что те остаются его собственностью и после смерти. Муж не может распоряжаться тем, что принадлежит его жене, без её разрешения. Прощаясь с бушменами, я вручил им подарки: металлические ножи, фляжки для воды, другие необходимые вещи. Одежда им не очень нужна: мужчины носят туго затянутые треугольные кожаные передники. А женщины — два висящих передника: меньший спереди и больший сзади. Простую хозяйственную утварь бушмены изготавливают сами: из кожи, костей животных, дерева, скорлупы страусовых яиц. Практичные пластиковые фляжки обрадовали моих новых знакомых. Ведь воду здесь обычно хранят в мешках, сшитых из желудков антилоп, или пустых страусовых яйцах. Женщины, отправляясь за водой, складывают сосуды из яиц в сетку из сыромятных ремешков. Мне же бушмены подарили отличные кожаные сандалии и украшения из кожи страуса. За несколько дней я успел полюбить этот простой и гостеприимный народ. Я обязательно вернусь. Ведь многие свои тайны «люди кустарников» не спешат открывать чужеземцам… Секреты их здоровья, медицины, жизни в экстремальных условиях ждут исследователей.

Метки: Тайны 20 века, народ, Африка, племя, Намибия, бушмены

Орочи – народ оленей

Яркие культурные особенности орочей проявляются уже в одном только их названии. Исследователи считают, что оно связано с тунгусским языком. Орочисэл, как называют себя сами орочи, состоит из двух основ – “ороч” и “чи”. Первая часть означает “олень”, а вторая является глаголом “владеть”. То есть орочи – это “народ, владеющий оленями”.

Интересно, что прежде орочи именовали себя “нани”. Не исключено, что слово это они переняли от амурских нанайцев, а значило оно “люди, живущие на землях”, то есть так ненавязчиво орочи указывали, что именно они – властители на своих территориях.

Ороч-охотник / Александр Климушин / stoneforest.ru

Общественные принципы

О талышах было известно ещё в средневековых исторических источниках. Именно к этой нации принадлежал религиозно-культурный деятель XIII столетия Шейх Захид Гилани, которого талыши не забывают по сей день, а его мавзолей является объектом почитания.

Религия в жизни этого народа играет важнейшую роль. Большая часть талышей исповедует ислам шиитского толка, хотя в некоторых районах преобладающим является число мусульман – суннитов.

В талышском обществе используются принципы, основа которых заложена в Коране. Они представляют собой основные правила поведения и законы, по которым большая часть народа живёт до сих пор.

Талышам с детства прививается любовь и почтение к традициям своего народа / realtribune.ru

Примечательно, что при возникновении спорных вопросов, талыши предпочитают обращаться к Сунне, особому своду правил. Дополнением к учениям Корана и Сунны стала Иджма, которая представляет собой консультацию высших духовных лиц.

На землях, где сегодня проживают талыши, распространены традиционные мусульманские обычаи, касающиеся общения людей. Здесь принято с почтением относиться к старшим, запрещено употреблять спиртное, с негативным отношением могут столкнуться курящие женщины. У талышей не принято передавать предметы или деньги левой рукой. Как и у прочих мусульманских народов, она считается “нечистой”.

Талыши-кочевники в Персии, начало ХХ века

Верования пигмеев

Пигмеи – крайне суеверные люди. Если на одном из мест их стоянки умирает кто-либо из племени, вся община поднимается и переходит на новое место. По мнению пигмеев, так лес показывает, что не хочет, чтобы кто-то жил в “нехорошем” месте. Самого же покойного хоронят прямо в его хижине.

Верования пигмеев наиболее подробно описаны в работах исследователя Пауля Шебесты, а до недавнего времени и вовсе оставались загадкой. Многие религиозные ритуалы связаны с охотой и почитанием лесных духов.

Дети пигмеев проводят свои дни в постоянном обучении / Olson&Farlow

Главным божеством пигмеев считается “покровитель охоты”, “хозяин леса”, к которому народ обращается с просьбой помощь в погоне за дичью. У него нет определённого имени, да и сам образ этого духа в понимании пигмеев достаточно смутный.

Важнейшей традицией пигмеев является инициация подростков. Мальчиков приводят на лесную поляну, где показывают трубу, гуделку и ряд прочих ритуальных предметов, видеть которые женщинам и детям запрещено. Инициация рассматривается не просто как переход из детского возраста во взрослый, а как приобщение к магическим силам, полученным от прошлых поколений.

Церемония инициации, некоторым детям закрывают рот листом дабы не нарушали тишину / Olson&Farlow

У пигмеев достаточно примитивная система верований, религиозные обряды и ряд обычаев. Несмотря на то, что эти люди и сегодня ведут практически первобытный образ жизни, им не чужды принципы благородства и взаимовыручки. Традиции пигмеев показывают, что этот народ порой кажется гораздо более человечным и просвещённым, чем представители некоторых цивилизованных стран.

На обложке: Пигмеи из деревни Мбау Микереба в республике Конгo / Piero Pomponi / EPA

Если жить, как живут все люди…

Если так жить, тогда они должны приобщиться к современной жизни. А это дело весьма непростое, вспомнить хотя бы то, какие у них взгляды касательно частной собственности. Это не единственная психологическая проблема совместимости цивилизаций.

Выгоды оседлого образа жизни
стали очевидны очень быстро.

Всегда имеется вода в колодцах, можно разводить скот, а, значит, лучше питаться.
Уменьшилась смертность.
У бушменов всегда была высокая детская смертность – 20% погибало в течение первого года жизни, 50% детей не доживало до возраста 15 лет.
В обычной жизни дающие много любви и внимания своим детям, они, в тяжелый период засухи и грозящего голода, бестрепетно могли лишить жизни новорожденного, особенно если у матери в это время все еще сосал грудь старший ребенок.
В такое время осознание суровых реалий вынуждало племя бросать своих немощных стариков на произвол судьбы

Вообще, надо сказать для этого народа, ведущего трудную жизнь, смерть считалась очень естественной вещью…
Дети получают возможность учиться в школах на родном языкев местах проживания.
А это очень важно. И не только для одного человека, но и для народа в целом.
При том, что у бушменов ранее не было письменности, а в нашем мире это чрезвычайно важный инструмент, позволяющий постоять за себя и выразить свои желания.

Опыт показал, что ряд моментов от приобщения к цивилизации принес безусловное благо народу бушменов, но есть и весьма сомнительные приобретения
.

  • Бушмены познакомились с алкоголем, и это стало одной из серьезных проблем этого народа.
  • Среди них чрезвычайно распространены заболевания туберкулезом, который буквально косит племя, СПИД, причинами смерти часто являются респираторные инфекции и малярия.
    Известный киноактер Н!ксау, последние годы жизни растивший на своей ферме бананы и маис, как оказалось, очень долго болел туберкулезом.
  • Средняя продолжительность жизни людей племени сан, живущих в цивилизации, составляет около 45–50 лет.

Возможный ключ к будущему

По оценкам экспертов почти 60% процентов Сан живут в бедности, хотя это, конечно, в большой степени зависит от региона. Многие молодые бушмены не могут найти работу…

Но бушмены много знают о том, как выжить в пустыне, как добыть огонь, как лечиться растениями. Это знание сегодня кажется устаревшим, но оно вполне способно стать ключом к будущему.

Бушмены могут научить искусству выживания не только подрастающую молодежь своего племени, но и людей западного мира, показав, как мало нужно человеку, чтобы выжить и наслаждаться жизнью без электричества, водопровода и денег. Как можно жить, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду.

Новой попыткой сохранить культуру народа явилось создание Живого музея в районе Тсумкве. Благодаря ему значительное число людей сан, ранее страдавших от безработицы и бедности, нашло свое место в жизни. Это уже хорошо. Но музей еще и зарабатывает деньги. Суммы, вырученные от посещения туристов, направляются на поддержку бушменского сообщества.

Туристам же в музее нравится. Они могут посмотреть и сами поучаствовать в строительстве жилища, добывании огня, идентификации лекарственных растений. Ну разве не интересно поучиться стрелять из бушменского лука?

А кто лучше людей племени сан покажет удивительную дикую природу Калахари и ее животный мир? И расскажет про повадки всех обитателей пустыни, начиная с крошечной мышки в траве и заканчивая львами? Желающие могут вместе с бушменами отправиться на охоту…

А вы, друзья, хотели бы прожить день жизнью племени бушменов, а вечером потанцевать с ними у костра?

Рубрика: Намибия

Как все обстоит на самом деле

К бушменам приезжают туристы, и для некоторых из них неприятным сюрпризом оказывается то обстоятельство, что «примитивная» культура народа не осталась неизменной. Вот двое босых бушменов идут на охоту за дикобразом. В руках у них длинные палки, за спину перекинуты лук и стрелы. Все, как было тысячу лет назад.

Только одна деталь выбивается из картины: на охотниках футболки с американскими надписями. Особенно холодно в пустыне рано утром, бушменские ребятишки натянули на себя толстовки, а ниже пояса так и остались одетыми в традиционную кожаную повязку. Женщина народа сан соорудила себе длинную юбку, из вещей, подаренных туристами…

Непреложный факт, что теперь далеко не все бушмены продолжают безвылазно обитать в пустыне. На практике они оказываются куда более интегрированными в современное общество, чем можно было бы предположить на первый взгляд.

Многие из них заняты работой в национальных парках и заповедниках, есть среди них фермеры и наемные работники у фермеров — их охотно берут в пастухи. Молодые люди отправляются пожить в города, а если возвращаются, то везут домой не только новую одежду, но и новые идеи и технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector