Мотоцикл иж-49 выглядит круто даже сегодня

«М-62»

В 50 — 60-х годах прошлого века советская милиция активно использовала в своей работе мотоциклы с коляской «М-62», которые выпускал Ирбитский мотоциклетный завод. Четырехтактный двигатель этой машины выдавал целых 28 «лошадей».

Кстати, обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Дело в том, что эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция ездила на них и без колясок, что выглядело весьма круто.

«М-62» можно увидеть в фильме «Берегись автомобиля», особенно он был хорош в сцене погони за «двадцать первой» «Волгой», угнанной советским Робин Гудом Юрием Деточкиным.

Модификации

За период серийного производства 49-го ИЖа на его основе был выпущен ряд модификаций:

Вариант 50А — ориентирован на многодневные соревнования.
Модель 50Б – кроссовый байк с форсированным «движком» до 16 «лошадок». Он получил улучшенную систему продувки, увеличенные газораспределительные фазы, повышенную компрессию. Особенности – алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, облегченная экипажная часть.
Версия 51М с основными характеристиками ИЖа-49 предназначена для шоссейных кольцевых заездов. Из новшеств – опытный силовой агрегат с картером переменного объема, для чего использовался поршневой насос в нижнем отсеке элемента.
В 1955 году выпускалась обновленная линейка спортивных аналогов с рамой сварного трубчатого типа и маятниковой подвеской заднего колеса. Первым представителем стала модификация ИЖ-54 с мотором силой 20 лошадиных сил (для шоссейных и кольцевых гонок).
Серия под индексом 55 ориентирована на кроссовые и многодневные заезды. Силовой агрегат «прокачан» до 18 лошадиных сил, обладает увеличенным диаметром проходного сечения и повышенной компрессией, наряду с модернизацией продувочной системы. Ходовая часть практически не отличается от штатной модели

Существенное внимание разработчики уделили очистке воздуха, защите карбюратора и узла зажигания от влаги. Воздушная смесь в камеру сгорания попадает через специальный приемный отсек, находящийся в задней части бензобака

Выпускные патрубки подняты вверх, зажигание осуществлялось от магнето, расположенного в герметичном алюминиевом корпусе. Техника оснащена специальными кроссовыми шинами с глубоким узором протектора и гоночной подушкой на заднем щитке.

Конструкция

На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением её в цилиндре от электрической искры. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.

Переднее колесо вместе с тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной части телескопической вилки. На вилке укреплена фара, в корпусе которой вмонтирован спидометр, соединённый гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла закреплён в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплён в удобном для водителя положении.

С правой стороны бензобака закреплён сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.

Малый вес неподрессоренной части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу. Заднее колесо закреплено в вилке поперечной жёсткости, которая эластично подвешена к раме на пружинно-гидравлических элементах. Колеса — легкосъёмные, невзаимозаменяемые.

Модернизация

Рассматриваемая двухколесная машина сама по себе элегантна и станет украшением любой автомобильной коллекции. На современном рынке найти подобную модель практически нереально. Те редкие экземпляры, которые попадаются в продаже, для восстановления требуют практически полной переделки. Коллекционеры в погоне за этим экземпляром готовы отдать порядка трех тысяч долларов за единицу.

Счастливые владельцы раритета редко кардинально переделывают байк. Среди самых популярных инноваций – установка бесконтактного зажигания на мотоцикл ИЖ-49, вставка хромированных деталей, монтирование нового сидения. В общем, лучшей модернизацией указанной машины станет талантливо проведенная реставрация.

Техническая характеристика

  • Габаритная длина 2 120 мм.
  • Габаритная ширина 770 мм.
  • Габаритная высота 980 мм.
  • Клиренс 140 мм.
  • Сухой вес мотоцикла с задним седлом 150 кг.
  • Максимальная скорость 90 км/час.
  • Ёмкость топливного бака 14 л.
  • Запас хода по шоссе 160-180 км.
  • Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км.
  • Топливо: Бензин с автолом 10-18 в пропорции 25: 1
  • Преодолеваемый брод 300 мм.
  • Двигатель Ход поршня 85 мм
  • Диаметр цилиндра 72 мм
  • Число цилиндров 1
  • Рабочий объём цилиндра 346 см 3
  • Степень сжатия 5,8
  • Максимальная мощность 11,5 л. с. при 4 000 об/мин.
  • Охлаждение воздушное
  • Система смазки совместная с топливом
  • Тип карбюратора К-28

Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач четырёхступенчатая, двухходовая.
Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число — 2,33.
Рама — штампованная, сварная.
Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами.
Задняя подвеска пружинная с гидравлическими амортизаторами
Тип тормозов колодочные
Тип колес легкосъёмные, с тангентнорасположенными спицами.
Размер шин 3,25-19″

«Восход»

В 1957 году в городе Ковров Владимирской области начали выпускать мотоциклы «Восход». Очень неприхотливые, с одноцилиндровым двигателем объемом 173,7 «кубика», они пришлись по душе моторизованной публике.

К тому же, завод имени Дягтерёва постоянно модернизировал эту модель, выпуская версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3 М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3 М-01» с двигателем мощностью 15 лошадиных сил.

Внешне «Восходы» уступали «Ижам», но благодаря своей надежности, они стали незаменимым на селе. И по сей день в российских деревнях можно встретить «Восход». И не просто встретить, а прокатиться.

Технические характеристики

Для 50-х годов XX века мотоцикл ИЖ49 был довольно неплох, если говорить о его технической составляющей. Правда, заслуга советских конструкторов в этом невелика, так как байк даже после модернизации на 90% схож с оригинальным «немцем», разработанным ещё в 40-х годах. Стоит отметить крепкую ходовую часть и неплохую скорость, которую он способен развить на прямой дистанции.

Двигатель

Одноцилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения неплохо себя зарекомендовал. Рабочий объём движка – 346 см³, а максимальная мощность, которую он способен развить – 11,5 л.с. (на отметке в 4000 об/мин). В этом и кроется основное отличие двигателя ИЖ 49 от современных «одностволок» – в отличие от них, он не любит высокие обороты. Питается он с помощью архаичного карбюратора К-28Б, но, если вы не ставите себе целью провести стопроцентно точную реставрацию, его можно заменить на любой другой. Максимальная скорость, до которой мотор способен разогнать байк – 90 км/ч.

Трансмиссия

Конструкторы оснастили байк 4-ступенчатой КПП, что было великолепным техническим решением по меркам той эпохи. Даже в 60-е годы многие мотоциклы выпускались с 3-ступенчатыми КПП, но ИЖ 49 и его немецкий предок в этом вопросе опередили своё время. Верхняя передача, четвёртая, является прямой, передаточное число на ней равно единице, так что на неё лучше переключаться уже после достижения желаемой скорости. Интересно, что переключать передачи можно как лапкой КПП, так и рукой, с помощью закреплённого возле бензобака рычага.

Ходовая часть и тормоза

Каким мог быть мотоцикл, спроектированный в середине прошлого столетия? Если вы думаете, что его ходовая состоит из донельзя примитивной стальной рамы, простеньких пружинно-гидравлических амортизаторов и барабанных тормозных механизмов, то вы абсолютно правы. Это сейчас подобная конструкция смотрится приветом из каменного века, но семьдесят лет назад она считалась вполне передовой. Так что соответствующих современным стандартам ходовых качеств от мотоцикла ИЖ 49 ожидать не стоит.

Электроника

Никакой сложной электронной начинки в этой модели нет. Простенькое зажигание с магнето, полтора метра проводов, фара головного света, задний фонарь – вот и всё, даже аккумулятора нет. Да что уж там, даже поворотники конструкцией не предусмотрены! Впрочем, чем проще – тем надёжнее, а уже одно то, что мотоцикл отметил свой, как минимум, шестидесятилетний юбилей, говорит о том, что он действительно надёжен.

Вес

Сухая масса байка без коляски составляет порядка 150 кг. Это немного, сравнимо с современными малокубатурниками, и субъективно мотоцикл не кажется тяжёлым. Разумеется, ИЖ 49 с боковой коляской весит куда больше, но с ней он получает и третью точку опоры, так что его вес перестаёт играть какую-либо роль.

Управляемость

Угол наклона телескопической вилки очень невелик, а неподрессоренная масса сведена к минимуму усилиями конструкторов. Благодаря этим факторам байк управляется очень неплохо, гораздо лучше, чем можно было бы ожидать от конструкции 70-летней давности. Конечно, недостаточно жёсткая рама и примитивные подвески вносят свои коррективы в процесс управления, но в целом байк ведёт себя удовлетворительно даже по современным меркам.

Расход топлива

Точный показатель расхода топлива зависит от состояния мотоцикла, его комплектации (с коляской или без), стиля езды и некоторых других факторов. Объём бензобака составляет 14 литров, а расход в среднем составляет порядка 6-7 литров на 100 км пути. Но есть один нюанс: высокооктановый бензин не очень хорошо подходит для архаичного двигателя ИЖ 49, а другого топлива, более для него подходящего, взять, увы, негде.

Начало выпуска

В 1951 году запустили в серийное производство модель «Иж-49» — мотоцикл, созданный на базе немецкого прототипа. Машина в целом получилась удачной, за семь лет непрерывного выпуска она завоевала широкое признание. 49-й «Иж», мотоцикл с прекрасными характеристиками, был снят с производства в 1958 году, так как тогда уже начался выпуск мотоциклов нового поколения — «Иж-56». И вскоре последний 49-й сошел с конвейера.

Характерно то, что еще долгое время «Иж-49» доминировал на рынке. Его преемник, 56-й, успеха не имел. К тому же новый мотоцикл был неудачно сконструирован и буквально увяз в бесконечных доработках.

Иж 49 мотоцикл

Описание мотоцикла Иж 49 с фото

Будучи одним из первых успешных серийных байков дорожного типа, данный советский железный конь считается гордостью удмуртских мото среднего класса. Изначально конструкторы снабдили этого двухколесного всем, что необходимо при езде на различных дорожных покрытиях. Причем в путешествие на нем мотоциклист может отправляться вместе с одним пассажиром. Массовое производство мото Иж-49 осуществлялось в Ижевске, начиная с 1951-го года и заканчивая далеким 1958-м. Интересно, что временами этот байк выпускался в версии с боковым прицепом. Прототипом для создания вышеуказанного железного коня послужил немецкий мотоцикл DKW, оборудование для производства которого было вывезено советскими властями после победы над фашистами. Оно являлось частью репараций, которые враг должен был заплатить за свои злодейства против соотечественников.

Изначально при использовании оборудования от «DKW» в Удмуртии производились мотоциклы Иж-350. Сорок девятая же модель пришла им на смену с началом 1950-х. Именно последняя линейка двухколесных пришлась по душе массовому советскому потребителю.

Иж 49 мотоцикл, купить который на то время могли многие соотечественники, начал пользоваться особой любовью в народе благодаря передовой на то время телескопической технологии передней вилки и модернизированным задним гидравлическим амортизаторам.

Сорок девятый ИЖ в деталях

До того, как мото Иж-56 полностью вытеснил вышеуказанный раритетный байк, удмуртский завод успел выпустить больше, чем пол миллиона экземпляров сорок девятого. В ремонте и обслуживании каждый представитель последнего по праву можно сравнить с другой отечественной гордостью — Автоматом Калашникова. Разобраться в одноцилиндровом двухтактном моторе этого железного коня могут даже подростки. Привычная система воздушного охлаждения, а также практическое применение классической возвратно-петлевой продувки цилиндров с двух сторон в дополнение к типичным механизмом приготовления рабочей смеси (бензин + воздух) в карбюраторе указывает на простоту работы двигателя мото.

Как и у более свежих моделей данного производителя, Иж 49, фото которого вы видите, был обустроен движком с передним расположением кривошипной камеры и задним позиционированием КПП. Запускался же этот силовой агрегат привычно при использовании кик-стартера (заводной ножки), а его КПП переключалась при использовании горизонтально размещенной педали. Оба эти механизма находятся в левой части двигателя.

Спидометр работал благодаря установленном на переднем колесе приводном редуктору. Среди таких же не отличительных особенностей мото Иж 49, цена рабочей версии которого в наши дни стартует от 1000 долларов, вы найдете и способ установки фары с контрольными лампочками. Все это монтируется на передней вилке байка. В корпусе фары, помимо сигнальных ламп, нашлось место и для спидометра. Интересно, что руль такого железного коня способна двигаться на 70° (по 35 градусов в обе стороны).

Электрооборудование мотоцикла иж 56

Мотоцикл ИЖ-56 электрооборудование состоит из генератора, реле-регулятора, фары, центрального переключателя, аккумулятора, заднего фонаря и соединительных проводов. На ИЖ-56 установлен генератор Г-36 М 1, якорь которого крепится на конце коленчатого вала, а статор – на картере двигателя. Генератор Г-36 М 1 отличается от генератора Г-36 М наличием устройства, смонтированного на крышке прерывателя. Аккумуляторная батарея – типа 3-МТ-7.

Реле-регулятор РР-30 имеет регулятор напряжения и реле обратного тока, объединенные в один прибор с общим электромагнитом  и двумя обмотками: токовой и напряжения. Регулировка реле-регулятора РР-30 здесь описана очень подробно. Катушка зажигания и прерыватель аналогичны рассмотренным выше. Фара состоит из корпуса 1, оптического элемента 3 и ободка 2. В корпус фары вмонтирован центральный переключатель с замком зажигания, контрольной лампочкой аккумулятора и сигнальной лампой нейтрали.

Центральный переключатель имеет панель с клеммовыми стойками для подсоединения проводов и ротор с ползунком. В зависимости от положения ключа 1, которым поворачивается ротор вместе с ползунком, осуществляются необходимые соединения приборов освещения и источников тока.

Центральный переключатель мотоциклов ИЖ имеет следующие положения:1. Ключ вынут в среднем положении ротора – все потребители выключены. 2. Ключ полностью вставлен, ротор в среднем положении – включены приборы зажигания и звуковой сигнал. 3. Ключ полностью вставлен и повернут влево – включены приборы зажигания, лампа стояночного света фары, задний фонарь и звуковой сигнал. 4. Ключ полностью вставлен и повернут вправо – включены приборы зажигания, большая лампа фары, задний фонарь и звуковой сигнал 5. В положении 3 ключ вынут – включены лампа стояночного света фары.

Мотоцикл ИЖ-56 с коляской технические характеристики

Мотоцикл ИЖ-56К является модификацией мотоцикла ИЖ-56 и отличается от последнего только передаточным отношением задней передачи, наличием бокового прицепа и схемой электрооборудования в связи с наличием габаритного фонаря на боковом прицепе.

Подробно узнать о мотоцикле можно только в его характеристиках.

Тип мотоцикла — с коляской
База, мм — 1400
Дорожный просвет, мм — 115
Габариты, мм:
Длина — 2180
Ширина — 1650
Высота — 1170
Вес мотоцикла сухой, кг — 250
Скорость максимальная, км/час — 70
Норма расхода топлива по шоссе, л/100 км — 6
Запас хода по топливу, км — 250

Заправочная масляная емкость, л:
каждого пера передней вилки — 0,15
элементов задней подвески (двух) — 0,12

  1. Мотоцикл ИЖ Юпитер 4К технические характеристики

Как создавался мотоцикл ИЖ-49?

После окончания Второй Мировой войны из Германии, согласно плану репарации, были вывезены мощности мотоциклетной компании Dampf Kraft Wagen. О масштабах акции свидетельствует тот факт, что в СССР попали практически готовые производственные конвейеры, при этом советские инженеры не умели работать с немецким оборудованием. В результате все технические средства поступили на завод Ижмаш.

Несколько лет потребовалось ижевским конструкторам для наладки станков и выпуска пробной модификации DKW NZ-350. После этого стало понятно, что привезенное оснащение вполне рентабельно и жизнеспособно. Заводские инженеры начали разрабатывать технологическую карту для изготовления дорожного мотоцикла среднего класса. Советские энтузиасты-разработчики были нацелены на создание оригинального экземпляра с отечественными параметрами, хоть и оборудование вынуждало специалистов применять немецкие технологии.

Легендарные модели Ижевского завода

За свою более чем 70-летнюю историю ОАО «Ижевский механический завод» выпустил огромное количество охотничьего и спортивного стрелкового оружия. На сегодняшний день объём выпускаемой продукции превышает 750 тысяч единиц оружия в год. Самые удачные модели являются предметом гордости заводчан. Вот ТОП-5 легендарных охотничьих стрелковых оружий, которые принесли славу и успех ижевским оружейникам:

  1. ИЖ-12. Двуствольное внутрикурковое ружьё образца 1962-1974 года.
  2. ИЖ-49. Модель изготавливалась в 1950-1954 годах.
  3. ИЖ-59 «Спутник». Надёжная двустволка 1960-1964 годов выпуска.
  4. ИЖ-26. Выпуск модельного ряда был освоен в 1970-1975 гг. Эта модель получила большую признательность на международном рынке.
  5. ИЖ-58. Модель была освоена в 1958 году.

Сборка

В тщательно отмытый и подготовленный к сборке картер ставим первичный вал, шестерню первой передачи и копирный вал с заранее подобранными регулировочными шайбами.

Одеваем на шестерню-каретку включения второй-четвертой передачи (она меньше шестерни-каретки включения третьей-первой передачи, не ошибетесь) вилку так как это показано на картинке. Одеваем шестерню на первичный вал и заводим штифт вилки в верхний паз копирного вала.

Одеваем на шестерню-каретку включения первой-третьей передачи вилку, как это показано на картинке, укладываем ее на шестерню первой передачи и заводим штифт вилки в нижний паз копирного вала.

Устанавливаем на свои места направляющие вилок (проточками к корзине сцепления). Кстати, «Планетовскую» КПП в случае необходимости можно собрать-разобрать не разбирая корзину сцепления и не снимая направляющие. Но для этого при установки придется немного вытянуть на себя копирный вал, завести штифты вилок в пазы и после этого — отвести стопорную планку и задавить копирный вал до упора.

Устанавливаем промежуточный вал.

На старых двигателях концевая шестерня ставится отдельно. На более поздних — выполнена заодно с промежуточным валом.

Заправляем возвратную пружину вала переключения передач так, как это показано на картинке.

Проверяем работоспособность собачек вала переключения передач: сжимаем-разжимаем их несколько раз

Особое внимание уделяем ихним рабочим кромкам: они должны быть острыми не зализанными. И не забываем проверить пружину, которая сжимает собачки: она должна быть правильной формы и обеспечивать упругость хода собачек

Сжимаем собачки и устанавливаем вал переключения передач на свое место.

Разворачиваем копирный вал меткой на корпусе к валу переключения передач и чтобы во время установки не промазать мимо метки — замазываем промежуток между зубьями напротив метки копирного вала литолом или красим. Так будет заметней.

Ищем на секторе риску и во время надевания сектора на вал переключения передач — совмещаем риску на секторе с меткой на корпусе копирного вала: зуб напротив риски сектора должен строго зайти между зубов напротив метки копирного вала.

Чтобы во время установки наши метки не сбились — связываем между собой — сектор и копирный вал обычной швейной нитью.

Одеваем на первичный и копирный вал штатные, упорные шайбы и вставляем на свои места направляющие втулки крышки КПП.

Обезжириваем плоскости, наносим герметик, укладываем прокладку, устанавливаем крышку и с максимально возможным усилием затягиваем крепежные болты. Под болты отмеченные желтыми стрелками подлаживаем специальные шайбы.

После затяжки крышки КПП — проверяем осевые люфты первичного и вторичного вала. Норма: 0,2-0,4мм.

Если люфт будет больше нормы — снимаем пластину, осаживаем подшипник и подлаживаем под него необходимое количество регулировочных шайб.

Сиденья

Поскольку 49-й «Иж» — мотоцикл не скоростной, его сиденья спроектированы для комфортной езды, площадь седла довольно большая, поверхность рифленая, с хорошими амортизационными свойствами, под пластиной смонтированы пружины, которые принимают нагрузку и значительно смягчают тряску. На некоторых мотоциклах заднее пассажирское сиденье такой же формы и с такими же параметрами, но меньше по размерам. На других экземплярах устанавливаются обычные поролоновые подушки, обтянутые плотной тканью.

Некоторые владельцы модернизируют заднее сиденье по вкусу своих постоянных пассажиров, чтобы друзьям и родственникам было комфортно. Для ребенка, который регулярно ездит на заднем сиденье, необходимо сделать спинку, примерно такую же, как у стула, но она должна быть прочнее. Материалом может послужить металлический пруток сечением 8-10 миллиметров. Несколько стоек привариваются к основанию, а по верху создается горизонтальная связка, которая будет играть роль опоры.

Разумеется, импровизированное детское сиденье должно быть съемным, чтобы при необходимости на пассажирское место мог сесть взрослый. Вариантов обустройства задней части может быть множество, все зависит от творческого подхода владельца.

Двигатели мотоциклов ИЖ

У всех серийных мотоциклов они были двухтактными, что заставляло владельцев заливать в бензобак не чистый бензин, а смешанный с маслом. Прототипы с 4-тактными моторами в серийное производство запущены так и не были, а спортивная мототехника, выпускавшаяся ограниченным тиражом, тут не считается.

В целом моторы ИЖей считаются неприхотливыми, но из-за устаревшей конструкции их ресурс невелик, особенно у первых поколений. Но благодаря простоте двигателей их ремонт по силам даже новичку, поэтому в сельской местности и отдалённых регионах ИЖи до сих пор пользуются спросом, несмотря на то, что их постепенно вытесняют китайские мотопроизводители.

Общее описание ИЖ-49

Модель ИЖ-49 представлена двуствольным внутрикурковым ружьем, стволы 16 калибра, расположение – горизонтальное. Стабильность боя обеспечивается двумя качественно спаянными стволовыми трубками с тройным запиранием на пару подствольных крюков. Совмещение бойков с курками жесткое. С того момента, как оружие поступило в продажу, многие охотники выражали недовольство, что жесткие бойки рвут капсюля, и только с 1953 г. ситуация изменилась – ружье ИЖ-49 получило курки с бойками возвратного действия. Взвод происходит в момент открывания ружья.

ИЖ-49 снабжен автоматическим предохранителем, защищающим от случайных нажатий. Предохранительная кнопка располагается на хвостовой части колодки. Курки спускаются плавно, на цевье имеется рычажная защелка. Ложе исполнено в пистолетном варианте. Для него и цевья в изготовлении использовали древесину грецкого ореха. Этот же материал шел на изготовление приклада на ИЖ-49, на котором ставилось заводское клеймо в виде геральдического щита, а внутри его находилась звезда.

Ружье ИЖ-49 с горизонтальным расположением стволов и замками в колодке и тройным запиранием ствольного блока создавалась на базе давно испытанной модели с ударным механизмом Энсон-Дили. Среди новинок, освоенных Ижевским заводом к середине двадцатого столетия, она заняла первое место по крупносерийному выпуску. Этому способствовало появившееся к тому моменту на заводе нужное оборудование для массовых выпусков.

В 1950 г. на Московской выставке охоты и собаководства ружье ИЖ-49 было удостоено малой золотой медали и диплома первой степени. Ружье сыграло положительную роль в развитии охотничьего хозяйства СССР, дав в руки охотников надежное, относительно дешевое оружие.

Недостатками модели ИЖ-49 были слишком большой вес, неудовлетворительный баланс (центр тяжести у ружей рядовой выработки находится в 82 мм от казенного среза стволов), грубоватая внешняя отделка.

Работа по созданию ИЖ-49, его серийный выпуск позволили заводу накопить необходимый опыт конструирования и производства двуствольных ружей. Опираясь на этот опыт, учитывая замечания и пожелания охотников, Ижевский механический завод разработал новую, более совершенную модель, ружье ИЖ-54, которое пришло на смену ИЖ-49.

Конструкция

Замки ружья ИЖ-49 взводятся от открывания ствольного блока. Курки изготовлены, как единое целое с бойками. Под подушками колодки в специальных пазах вмонтированы боевые пружины. Эти же подушки, подвергнутые усиленным испытаниям, проклеймены буквой «У», заключенной в трапециевидную рамку.

Правый ствол ружья ИЖ-49 имеет дульное сужение «цилиндр» либо «получок», левый – «чок» или «получок». Вес ствольного блока приличный, по тяжести почти соответствует спортивному вооружению, но за счет собственной массы ружья выдерживают немалую нагрузку, большинство экземпляров сохранилось до сегодняшних дней.

За время изготовления в конструктивные особенности ружья ИЖ-49 были внесены определенные изменения. К примеру, бойки и курки, изначально выполнявшиеся, как единое целое, стали разделенными и возвратными. И если раньше охотники жаловались, что они немного застревают в капсюлях, то потом бойки стали возвращаться в первоначальное положение. Курок автоматически становился на зацеп шептала, боек за счет возвратной пружины отжимался внутрь колодки за плоскость щитка.

Достоинства и недостатки

Данная модель открыла послевоенное производство охотничьего гладкоствольного оружия для массового потребителя. Многое требовалось дорабатывать и усовершенствовать. Поэтому у ИЖ-49 преимуществ было очень немного. Основным преимуществом можно назвать доступность этого ружья: цена была небольшая и его мог позволить себе любой желающий гражданин, благо что ружье выпускалась большими партиями.

Недостатков было куда больше и они касались технической стороны. Ружье достаточно часто давало осечки, потому как капсуль в импортных патронах (своих тогда почти не было) не накалывался, а полностью пробивался, так как пружины были слишком сильные. Осечки как правило случались в самый неподходящий момент.

Ружье очень плохо переносило низкие температуры, что выражалось в осечках и отказах, а учитывая географию страны это стало настоящей проблемой.

Все эти технические недоделки копились, изучались и принимались к сведению. Но уже не было никакого смысла совершенствовать эту модель, потому что ей на смену уже спешила другая, поистине ставшая легендарной.

К положительным качествам ружья ИЖ-49 относятся следующие:

  • отличная спайка стволов гарантирует качественный бой;
  • по длине стволы бывают разных вариантов, некоторые даже – в штучном исполнении;
  • стрельба из бумажных и металлических патронов ведется с одинаковой кучностью;
  • автоматический предохранитель повышает уровень эксплуатационной безопасности.

Будет справедливо наряду с положительными качествами перечислить имеющиеся недостатки:

  • Многие охотники указывали на солидный вес оружия, много недовольств эксплуатация ИЖ-49 вызывала во время зимнего сезона. Уже тогда многим становилось ясно, что ружье необходимо дорабатывать или заменять.
  • Балансировка считалась наиболее слабой стороной ружья, вызывала массу нареканий. Этот недостаток мешал быстрому прицеливанию, что на охоте создавало серьезные проблемы.
  • Центр тяжести приходится на 82-й мм ствольного среза, что не совсем удобно при стрельбе – такую конструкционную особенность приходилось постоянно учитывать.
  • Внешняя отделка смотрится грубовато и некачественно, должных восхищений не вызывает.
  • Пружины сверхмощные, тонкостенные капсюля импортных патронов от их ударов деформируются.

В наше время уже редко можно увидеть ИЖ-49 на охоте. Если вдруг и встречается старенькая дедовская двустволка, то это сразу же становится предметом для сравнения и восхищения раритетным оружием. Современное производство охотничьего оружия все больше стремится к полуавтоматам. Лишь старые охотники и истинные ценители охотничьего стрелкового оружия имеют в своем арсенале потертый, но рабочий экземпляр ИЖ-49.

Плюсы и минусы

Указывая на сильные и слабые стороны какого-либо мотоцикла, сравнивать его надо с «одноклассниками», что особенно актуально при обзоре винтажной техники. Поэтому Иж-49 мы будем сравнивать с советскими байками, более-менее современными ему, а не с мототехникой XXI века, иначе будет трудно сохранить объективность.

Преимущества

  • Высокая надёжность. Даже сейчас, спустя столько лет, эти мотоциклы продолжают ездить! Если, конечно, за ними следить должным образом.
  • Ремонтопригодность. Если вы не ставите себе целью добиться 100% аутентичности, то вернуть старичка «сорок девятого» к жизни будет несложно с помощью других подходящих запчастей.
  • Наличие боковой коляски. Большинство экземпляров выпускалось без неё, но это не значит, что нельзя найти коляску отдельно.

Недостатки

  • Отсутствие запчастей. Найти их крайне трудно, а всё-таки встречающиеся в продаже б/у детали обычно стоят дорого.
  • Возраст всех сохранившихся экземпляров. Самым молодым из них в 2021 году стукнуло уже шестьдесят два года.
  • Отсутствие поворотников. Конечно, можно всегда показать направление поворота взмахом руки, но Иж-49 придётся оформлять, как особую раритетную технику, в противном случае у сотрудников ГИБДД возникнет масса вопросов к его конструкции.

Вывод

В наше время технические характеристики этого мотоцикла не позволяют расценивать его в качестве серьёзной техники. Но в этом и нет никакой нужды, ведь производство ИЖ 49 прекратилось более шестидесяти лет назад, и сейчас он представляет собой настоящий раритет, которому место в музее или в частной коллекции, а не на дороге. Чтобы купить такой байк, надо быть настоящим энтузиастом, и к тому же иметь туго набитый кошелёк, так как реставрация подобной древности всегда влетает в копеечку.

Технические характеристики

Мощность: 11,5 Л.с.
Тип Двигателя (расположение цилиндров): 1-но цилиндровый, 2-тактный
Количество цилиндров: 1
Объем двигателя: 346 см3
Тип охлаждения: Воздушное
Трансмиссия: Механическая 4-ступенчатая
Привод: Цепь
Рама: рама штампованного, сварного типа
Вес: 150 кг
Емкость бака: 14 л.
Максимальная скорость: 90 км/ч
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector