Лесной кодекс российской федерации

Лес и его ресурсы

Для того, чтобы понять как регулировать лесные отношения, необходимо, прежде всего, выяснить что представляет собой их объект. Кодекс определяет лес очень просто – это экосистема и ресурс (ст. 5). Этот двуединый подход является несомненным достоинством документа. Однако привести развёрнутое определение леса всё же стоило бы.

Проблема состоит в том, что любая хозяйственная деятельность в лесу обязательно влечёт за собой существенные и порой радикальные нарушения экологических систем. В результате лес как экосистема и ресурс прекращает своё существование. Чёткое и понятное определение, конечно, не предотвращает разрушений, но позволяет принять адекватные решения по величинам ущерба, характеру его возмещения в деньгах и натуре, необходимости перевода земель лесного фонда в другие категории.

В результате этой неопределённости суды вынуждены привлекать в качестве оснований для своих решений определения, содержащиеся в других документах. Например, Конституционный Суд РФ вынес постановление (№ 12-П от2.06.2015), в котором производится отсылка сразу к двум нормативным актам федерального значения. Поскольку Лесной кодекс считает лес экосистемой, суд основывает свое решение на том, что в ФЗ №7 содержится определение экосистемы как природного объекта. Это даёт основание считать лес природным объектом.

Такое обращение к другим нормативам помогает выйти из сложных ситуаций. Однако проблема точной терминологии значительно обширней, чем просто поиск оснований для определения ущерба. Дело в том, что в соответствии с положениями ст. 6 ЛК РФ, характер использования лесов зависит от того, на землях какой категории они располагаются.

Основной базой лесов России являются, конечно, земли лесного фонда. Следовательно, в Земельном кодексе и стоит искать определение лесов как части ландшафта. Статья 101 ЗК РФ определяет такие земли как территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства.

При этом в данный момент лесная экосистема на таких территориях может быть разрушена полностью, что не является основанием перевода земель в другую категорию. Ведь при надлежащих мерах охраны или воспроизводства здесь успешно может протекать процесс восстановления лесной растительности.

Комментарий к Ст. 84 ЛК РФ

См. комментарии к ст. 81, 98 настоящего Кодекса.

При применении настоящей статьи могут возникнуть достаточно серьезные проблемы относительно следующего. Как видно из текста статьи, речь идет о полномочиях органов местного самоуправления относительно тех лесных участков, которые находятся в муниципальной собственности. Если в отношении земель лесного фонда статус федеральной собственности определен в силу закона (ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), то статус муниципальной собственности в силу закона не определен. Статья 10 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Но ни Земельный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», положившие основу разграничения земель между разными уровнями, не реализованы до настоящего времени, и при их правоприменении возникает немало спорных вопросов. Отсылочная статья в Федеральном законе «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» усложняет применение ст. 84 ЛК РФ. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ. Фактически получается, что, если конкретные лесные участки в границах муниципальных единиц не зарегистрированы учреждениями юстиции как право федеральной собственности или собственности субъекта РФ, объем перечисленных полномочий ст. 84 ЛК РФ в отношении данных участков вправе осуществлять органы местного самоуправления.

Обратим внимание еще на один момент: в соответствии с п. 10 ст

3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация именно права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Возникает вопрос: обязательна ли в этом случае регистрация права муниципальной собственности, т.е. может ли орган местного самоуправления распоряжаться тем, что не зарегистрировало государство как собственность муниципального образования? Ведь государственная собственность и муниципальная собственность — это совершенно разные вещи. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). А в соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, должно закрепляться за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296). По сути, данные статьи никак не могут относиться к природным ресурсам, т.к. речь идет о праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Так что ответа на данный вопрос в ГК РФ также нет.

В связи с вышеизложенным принятие постановления Правительства РФ должно быть не возможностью, а необходимостью.

Комментарий к Ст. 11 ЛК РФ

Комментируемая статья 11 Лесного кодекса регламентирует порядок пребывания граждан в лесах как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий, в том числе права и обязанности граждан. К правам относится право свободного пребывание граждан в лесах. Оно практически является публичным лесным сервитутом или общим лесопользованием, не требующим получения специальных разрешительных документов. Единственное условие для свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах — это пребывание и осуществление заготовки и сбора лесных ресурсов только для собственных нужд.

Закон устанавливает возможность сбора гражданами как пищевых лесных ресурсов: дикорастущих плодов, ягод, орехов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, так и недревесных лесных ресурсов. К недревесным лесным ресурсам можно отнести: камни, глину, песок, живицу, дубильную кору, еловые лапы, сосновые почки и др. Ранее перечень недревесных лесных ресурсов содержался в Лесном кодексе РФ 1997 г., где был закреплен такой вид пользования лесом, как побочное лесопользование, и соответствовал использованию недревесных ресурсов в лесном фонде.

В соответствии с п. 33 разд. II ранее действовавших Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 августа 2003 г. N 729, зарег. в Минюсте 6 октября 2003 г. N 5154, на сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых ресурсов лесные билеты не выдавались. В настоящее время данный Приказ утратил силу. Приказом МПР от 22 сентября 2005 г. N 265 были утверждены новые Правила учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, зарег. в Минюсте 2 марта 2006 г. N 7556. Новые Правила не упоминают сбор гражданами лесных ресурсов для собственных нужд. Как видим, новая редакция ЛК РФ, помимо пищевых лесных ресурсов, сбор недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд также устанавливает без разрешительных документов.

Кодекс, как и прежняя его редакция, запрещает осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, занесенных в Красные книги РФ или ее субъектов, а также признанных наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Правительством было принято специальное Постановление от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (с изм. от 6 февраля 2004 г.).

В лесу граждане обязаны соблюдать:

правила пожарной безопасности в лесах;

правила санитарной безопасности в лесах;

правила лесовосстановления;

правила ухода за лесами.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 18 декабря 2006 г.), а также Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, принятые Советом Министров — Правительством РФ Постановлением от 9 сентября 1993 г. N 886, в ред. Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. N 1428. Санитарные правила в лесах Российской Федерации ранее были утверждены Приказом Рослесхоза от 15 января 1998 г. N 10. В настоящее время данный Приказ утратил силу. Утверждены новые Санитарные правила в лесах Российской Федерации Приказом МПР России от 27 декабря 2005 г. N 350, зарег. в Минюсте 16 марта 2006 г. за N 7592 (с изм. от 5 апреля 2006 г.).

Комментируемая статья 11 ЛК РФ устанавливает также, в каких лесах пребывание граждан может быть запрещено или ограничено и в каких целях вводятся ограничения. Интересно, что законодатель не установил цели запрещения пребывания граждан в лесах. При этом сформулировано, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Выходит, что оснований для запрещения пребывания граждан в лесах нет.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире».

См. комментарии к ст. 33, , 37 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 107 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает правовой режим особо защитных участков лесов. К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

Статья устанавливает, что особо защитные участки (ОЗУ) лесов могут выделяться на всех существующих видах лесов, подразделяемых по целевому назначению: в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.

Сплошные рубки лесных насаждений на ОЗУ запрещены, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).

Выборочные рубки лесных насаждений на ОЗУ допускаются только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, т.е. в рамках ухода за лесом (ст. 64 ЛК РФ).

В такой разновидности ОЗУ, как заповедные лесные участки, запрещается проведение рубок лесных насаждений. Не совсем ясен смысл п. 3 ст. 107 относительно заповедных лесных участков. Понятно, что на заповедных лесных участках запрещается проведение сплошных рубок, но относительно выборочных рубок в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений не ясно, относится ли запрет (п. 2 комментируемой статьи) рубок лесных насаждений на заповедных лесных участках, в том числе на все виды выборочных рубок.

Лесной кодекс РФ 1997 г. прямо не перечислял перечень ОЗУ. Тем не менее данный институт лесного законодательства существовал. Выделение ОЗУ производилось исходя из народно-хозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования по соответствующим признакам и нормативам в соответствии с Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 декабря 1993 г. N 348 (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.), которым утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса; Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68 (с посл. изм.), которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. В законодательстве отсутствовали ограничения по группам лесов, в которых возможно было выделять ОЗУ. ОЗУ не выделялись в лесах, отнесенных к категориям защитности, в которых установлен аналогичный или более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, чем в ОЗУ.

В соответствии с действующим законодательством ОЗУ могут быть расположены:

на землях лесного фонда (в защитных лесах и эксплуатационных леса);

на землях иных категорий земель, если леса, расположенные на данных категориях земель, отнесены к защитным лесам (ст. 10, 102 настоящего Кодекса).

Глава 16. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЛЕСА, РЕЗЕРВНЫЕ ЛЕСА

Государственный надзор и контроль

В статье 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, отнесено:

  • осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда;
  • внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.

Статьей 96 ЛК РФ вводится новый вид федерального государственного надзора — надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. Предметом такого надзора являются:

  • соблюдение юридическими лицами, ИП, гражданами требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней;
  • соблюдение гражданами требований в сфере перевозки древесины.

При организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, ИП о начале проведения такой проверки не требуется.

Новой редакцией статьи 96.1 ЛК РФ установлено обеспечение должностных лиц органов государственного надзора. Должностные лица органов государственного надзора в сфере оборота древесины, государственных учреждений имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном .

Должностным лицам, осуществляющим государственный надзор, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца. Они имеют право осуществлять досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

Новой редакцией статьи 96.2 ЛК РФ определен порядок федерального государственного надзора в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.

Статья 97 ЛК РФ утратила силу с 01.07.2021.

Новой редакцией статьи 98 ЛК РФ пределен предмет муниципального лесного контроля, которым является соблюдение юридическими лицами, ИП и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector