Обзор отечественного лодочного мотора «ветерок»
Содержание:
- Описание
- Регулирование, обслуживание и неисправности системы питания и смесеобразования моторов «Ветерок»
- Технические характеристики и устройство моторов Ветерок
- Работы по ремонту лодочного мотора Ветерок 8
- Как устроен мотор «Ветерок» (кратко):
- Общие сведения и конструкция
- Первый взгляд и первый пуск мотора
- Доработка и модернизация мотора «Ветерок» — вариант №1
- Возможные неисправности и способы их устранения
- Возможные неисправности Ветерок 8 и способы их устранения
- КОМПЛЕКТ ЗИП, ПРИКЛАДЫВАЕМЫЙ К МОТОРУ
- Новые модификации подвесного лодочного мотора Ветерок
Описание
Лодочный мотор Ветерок 8 сделан по классической схеме и имеет вертикальное расположение узлов. В конструкции модели нет оригинальных технических элементов. Детали и решения, примененные в двигателе, ранее были отработаны на иностранных и отечественных моторах.
История агрегата Ветерок 8 впечатляет. В 60-х годов Ульяновский моторный завод задумался о замене устаревшего лодочного мотора «Стрела». Конструктора попытались разработать принципиально новую модель, лишенную недостатков предшественника. В итоге получился первый Ветерок. Двигатель имел 2-цилиндровую схему и отличался малым уровнем вибрации и шума. Среди отечественных двигателей модель и сейчас остается наиболее «тихой».
В последствии мотор неоднократно модернизировали. На сегодня Ветерок 8 один из наиболее надежных и востребованных лодочных двигателей в России.
Двухтактная модель имеет систему всасывания свежей смеси посредством лепестковых клапанов и дефлекторную продувку. В состав остова мотора входит картер туннельного типа, блок цилиндра и крышка. Данные детали на Ульяновском заводе обрабатываются совместно, потому их замену необходимо осуществлять лишь в комплекте. Это является одним из главных недостатков агрегата. Цилиндры мотора Ветерок 8 имеют особые чугунные гильзы с большим ресурсом.
Охлаждение данного двигателя осуществляется принудительно забортной водой. Для этого в составе аппарата предусмотрена помпа коловратного типа, дополненная эластичной резиновой крыльчаткой.
Выпуск газов у мотора Ветерок 8 осуществляется посредством дейдвудной трубы прямо в воду. На выходе газы смешиваются с водой, предотвращая перегрев дейдвудной трубы.
Пуск агрегата осуществляется ручным стартером, снабженным вытяжным самоубирающимся шнуром. Сам пусковой механизм располагается в поддоне мотора. При поломке установку можно запустить через шнур на маховике.
Управление мотором осуществляется поворотом вокруг вертикальной оси посредством румпеля. Скорость регулируется за счет смены режима работы. Для этого используется специальная рукоятка, связанная с узлом изменения угла и дроссельной заслонкой.
Внешне Ветерок 8 выглядит довольно привлекательно. Мотор закрывается специальным кожухом. На последних моделях данный элемент выполнен из армированного пластика.
Двигатель Ветерок 8 производился с 1964-го по 2008-ой года. В настоящее время его выпуск остановлен.
Регулирование, обслуживание и неисправности системы питания и смесеобразования моторов «Ветерок»
Топливная система лодочного мотора состоит из агрегатов и узлов, имеющих дозирующие элементы и каналы с очень малыми проходными сечениями. Поэтому нарушение в ее работе прежде всего связано с ее засорением. Соблюдение чистоты при приготовлении топлива и заправке бензобака, обязательное использование воронки с мелкой сеткой для фильтрации топлива избавят владельца мотора от многих неисправностей топливной системы. В случае отсутствия сетки в воронке, можно с неменьшим успехом фильтровать топливо через кусок сложенной вдвое плотной хлопчатобумажной ткани, вырезанной, например, из старой фланелевой рубашки.
Технические характеристики и устройство моторов Ветерок
Подвесные лодочные моторы семейства «Ветерок» предназначены для установки на лодки хозяйственного, прогулочного, туристского и спортивного назначения. Они успешно эксплуатируются на моторных и гребномоторных лодках, таких как «Казанка», «Южанка», «Форель», («Кефаль»), «Таймень», «Язь», «Автобот», «Казанка-6», «Романтика-2», «Таврия», на надувных резиновых лодках «Орион-8» и др. Широко используются эти моторы на деревянных водоизмещающих лодках, на разнообразных малых судах самостоятельной постройки, в качестве резервного двигателя для яхт.
Моторы «Ветерок» предназначены для установки на лодки с высотой транца до 380 мм (модели с удлиненным дейдвудом «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У» рассчитаны на высоту транца до 500 мм) и могут эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм. «Ветерок-12» применяется на спортивных мотолодках в классе двигателей с рабочим объемом 250 см3. «Ветерок-8» («Ветерок-8Э») и «Ветерок-12» («Ветерок-12Э») в значительной мере унифицированы (рис. 1). Моторы с индексом «Э» отличаются от исходных моделей только комплектацией электронной бесконтактной системой зажигания.
Техническая характеристика моторов «Ветерок»
«Ветерок-8Э» «Ветерок-12Э»Тип двигателя |
Тип двигателя |
Двухтактный карбюраторный бензиновый
Номинальная мощность при частоте вращения 4800 об/мин, кВт (л. с.)
Число цилиндров
Рабочий объем цилиндров1, см3
Диаметр цилиндра, мм … .
Ход поршня 2, мм
Эффективная степень сжатия3
Направление вращения маховика при виде сверху
По часовой стрелке
Тяга на швартовах, не менее Н
Система зажигания
От маховичного магдино МБЭ-3 с выносными трансформаторами 2112
Свеча зажигания
АП (ГОСТ 2043—74)
Напряжение, В/мощность, Вт, системы освещения
Зазор между электродами в свече, мм
Карбюратор
Топливо и масло
Бензин автомобильный А-76 (ГОСТ 2084—77) с добавлением масла М-8В1 (ГОСТ 10541—78)
Часовой расход топлива, кг/ч не более
Фазы газораспределения, град.:
выпуск
Передаточное отношение редуктора
Смазка редуктора
Масло автомобильное трансмиссионное ТАп-15В (ГОСТ 23652- 79)или другие автомобильные летние трансмиссионные масла
Диаметр гребного винта, мм
Шаг гребного винта, мм
Число лопастей
Емкость топливного бака, л
Масса мотора, кг
Габаритные размеры мотора (с поднятым вверх румпелем), мм:
350
длина
500
Моторы «Ветерок» состоят из следующих основных узлов и систем:
моторной головки с верхним и нижним кожухами (двигатель в сборе с магдино, высоковольтными трансформаторами, пусковым механизмом, карбюратором, бензонасосом, деталями управления карбюратором и опережением зажигания);
промежуточной передачи с подвеской (промежуточный корпус с механизмом переключения муфты холостого хода, плита управления с румпелем, подвеска с деталями крепления к транцу лодки, поворота и откидывания мотора);
подводной части (редуктор с зубчатой передачей и валом гребного винта, проставка с муфтой холостого хода, водяной насос, гребной винт);
системы питания двигателя (бензобак, бензиновый шланг с ручной подкачизающей грушей, карбюратор и диафрагменный бензонасос);
системы зажигания (магдино, высоковольтные трансформаторы, свечи зажигания);
системы охлаждения (всасывающий трубопровод, водяной насос, напорный трубопровод, рубашка охлаждения двигателя). Продольный разрез мотора показан на рис. 2.
Внешние характеристики двигателей моторов «Ветерок» — зависимости мощности и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора — изображены на графике (рис. 3).
Работы по ремонту лодочного мотора Ветерок 8
Через каждые 25 часов работы мотора:
- осматривать электроды свечей очищать их от нагара, промывать и устанавливать нужный зазор между электродами (0,85—1,00)
- проверять затяжку наружных болтов, винтов и гаек, при необходимости подтягивать их. Проверять крепление плиты управления к подвеске и правильность затяжки винта основания магдино. (рис. 12). Примечание. Затяжку гайки маховика можно производить ударами молотка по рукоятке ключа
- проверять наличие масла в редукторе через заливное (контрольное) отверстие и отсутствие воды через сливное отверстие. Перед этим мотор должен быть выдержан в вертикальном положении в течение не менее 10 час.
Через каждые 50 часов работы мотора:
1) смазывать несколькими каплями масла или солидолом наружные трущиеся поверхности (шестерни и оси румпеля, резьбу зажимных винтов подвески, подшипники и пружины пускового механизма и т. п.) без разборки узлов 2) снимать отстойник и сетчатый фильтр топливного насоса и промывать их. Промывать поплавковую камеру карбюратора; 3) заменять масло в редукторе, но не реже одного раза в месяц при эксплуатации мотора, с промывкой редактора бензином. Масло заливать до уровня заливной пробки, около 250 куб.см. Для ускорения заполнения редуктора масло рекомендуется подогревать до 50—70° С.
Контроль уровня масла производить после выдержки мотора в вертикальном положении в течение не менее 15 мин. (при прогретом масле).
Через каждые 100 часов работы мотора:
1) снимать маховик, основание магдино и смазывать консталином или другой тугоплавкой смазкой посадочное место основания на крышке картера. Смазывать тонким слоем масла верхний конец коленвала, башмаки и втулку маховика. 2) очищать от нагара цилиндры, головку блока, поршни, поршневые кольца. Для этого снять двигатель, а затем блок цилиндров.
Рис. 12. Затяжка винта основания магдино. |
Поршневые кольца, в случае их снятия для чистки, необходимо устанавливать в том же порядке, в каком они работали; 3) после снятия двигателя смазать шлицевое соединение коленвала с вертикальным валом тугоплавкой смазкой.
Рекомендуется следующий способ очистки от нагара без разборки двигателя. Разогретый мотор установить свечными отверстиями вверх, поставить поршни так, чтобы выпускные окна обоих цилиндров были закрыты; залить через свечные отверстия в каждый цилиндр смесь, состоящую из двух частей ацетона, одной части керосина, одной части масла для двигателя. Когда прекратится вспенивание смеси, ввернуть свечи и оставить мотор в таком положении на 8—10 часов, после чего слить смесь, запустить мотор и дать ему поработать несколько минут.
Через 500 часов работы мотора:
Произвести разборку мотора для осмотра и чистки деталей. Детали, имеющие повышенный износ, заменить.
При разборке и сборке руководствоваться указаниями раздела «Разборка и сборка мотора».
После ремонта с заменой основных деталей мотор должен пройти обкатку по режиму обкатки нового мотора.
Как устроен мотор «Ветерок» (кратко):
— Двухтактный(2-х цилиндровый) мотор;
— Есть продув камеры с кривошпами по методике дефлектора;
— Смесь подается благодаря пластинчатым клапанам;
— В туннельном картере отсутствуют разъемы по оси коленвала;
— Стальной коленвал соединен с крышкой картера и расположен сверху. Непосредственно в самой конструкции применяется: снизу — шариковый подшипник, посередине — игольчатый, сверху сразу два вида.
— Стальные шатуны изготовлены штамповкой с двутавровым сечением;
— Чтобы вращались головки кривошипов в ход идут свободные иглы 2.5*12 миллиметров. Точно такие же иглы установлены в игольчатых подшипниках коленчатого вала;
— В головке шатуна запрессована специальная бронзовая втулка;
— Алюминиевый поршень имеет 3 чугунных кольца, которые крепятся благодаря привинчиванию стопора;
— В алюминиевом цилиндре применяются чугунные гильзы.
Удивительно, но лодочный мотор «Ветерок-8» — это самый тихо работающий двигатель из тех, что производили в нашей стране. Даже если сравнивать с популярными моделями моторов, он довольно тихий.
Общие сведения и конструкция
Перед нами базовая модификация популярного в СССР лодочного мотора. Двигатель предназначен для малоразмерных и среднеразмерных глиссирующих лодок и катеров со стандартными параметрами транца – 380 мм в высоту. Рассматриваемая модель подходит для использования в туристических и хозяйственных целях. Кроме того, этот агрегат был востребован и в спортивных соревнованиях. Еще надо отметить тот факт, что Ветерок использовался в качестве резервной или вспомогательной силовой установки для катеров и яхт. Выносливость мотора такова, что его можно эксплуатировать в соленых морских водах.
Компоновка мотора «Ветерок» предусматривает вертикальное расположение всех узлов. Какие-либо новшества по понятным причинам отсутствуют, и есть только проверенные технические решения, что, впрочем, является главным достоинством мотора на сегодняшний день. Его можно обслуживать в гаражных условиях. В целом, этот двигатель можно считать одним из самых ремонтопригодных моторов. Надо признать, что все конструкторские разработки, использованные в моторе Ветерок-7, раннее были опробованы в других двигателях, в том числе зарубежных. Эта особенность еще больше привлекла потребителей, поскольку мотор был собран из проверенных компонентов, а это говорит о надежности и долговечности.
В основе мотора Ветерок-8 лежит двухтактная двухцилиндровая компоновка. Также стоит отметить дефлекторную продувку и лепестковые клапаны, с помощью которых происходит автоматическое всасывание топливной смеси. Цилиндры имеют чугунные гильзы, что благоприятно сказалось на надежности. В месте расположения продувочных окон есть некая полость, которая плотно закрывается крышкой.
Обратим внимание на переднюю часть картера. К ней фиксируется своеобразная перегородка с выпускными клапанами
Такая компоновка является одним из элементов упрощенной конструкции. Кроме того, мотор оснащен поворотным магнето, что дает возможность регулировать угол опережения зажигания при включенном моторе. Все эти настройки можно осуществлять через пульт дистанционного управления. Мотор Ветерок-8 разработан инженерами Ульяновского моторного завода. Семейство двигателей «Ветерок» пришло на смену устаревшему мотору «Стрела». Более новое устройство получило рабочий объем 178 кубов, и было лишено некоторых недостатков, свойственных предшественникам. Особенно стоит отметить улучшенную систему жидкостного охлаждения, которая не дает мотору перегреться вне зависимости от нагрузки. Довольно компактные габариты и небольшой вес поспособствовали возможности перевозки двигателя на дальние расстояния, причем устройство можно поместить в багажник легкового автомобиля. Кроме того, не возникнет проблем и при установке мотора на 380-миллиметровый транец лодки.
Первый взгляд и первый пуск мотора
После более тщательного осмотра мотора уже дома было обнаружено, что никакой смазки на крепежных деталях нет. Такое отношение отечественных производителей практикуется уже давно, благо это устраняется легко и просто. Из любопытства мотор был разобран на узлы, т.к. интересовало состояние редуктора и не зря. Смазки там было заметно меньше необходимого количества. Так же сомнение вызвала тяга переключение холостого хода, на вид она выглядела как сделанная из обычной стали, а не из нержавеющей, но опасения были напрасны — это была «нержавейка», она прослужила весь свой срок без проблем. И еще взгляд зацепился за то, что трубки подачи воды для охлаждения были зеркально блестящими, хотя раньше они всегда были латунными.
После сборки все крепежи были смазаны специальной смазкой АМС-3, но и обычный Литол-24 отлично подойдет.
Но самым проблемным у нового «Ветерка-8М» был скоростной винт, который приводил к биению вала и вообще был отлит не совсем корректно. Он сразу был отправлен на завод с требованием замены по гарантии, что производитель без лишних задержек выполнил.
Перед пуском еще проверили систему зажигания. Покрутили рукой маховик и на свечах были заметны и слышны искры. Искра пробивала на расстоянии примерно 10 мм, если отвести свечу от массы. Очень обнадеживающе.
Первый пуск нового отечественного подвесного лодочного мотора проходил весной в апреле на стоянке лодок. Судоходство еще не было открыто, лед сошел не везде, но очень хотелось завести мотор и посмотреть как он работает, а заниматься набором воды в бочку и сувать туда мотор совсем не хотелось. Расконсервации так же не делал, цилиндры не промывал, решил запускать так как есть. Подкачал топливо, закрыл заслонку и первый рывок шнура заставил «Ветерок-8М» только лишь чихнуть. Второй рывок уже с открытой заслонкой заставил его заработать. С тех пор все годы эксплуатации он так и заводиться все время. С системой зажигания вообще никаких проблем не было. Карбюратор так же проблем не доставил, никогда его не снимал и не чистил. Периодически бывали симптомы засорения, но слегка отвернув на ходу дозирующую иглу, все соринки проскакивали внутрь и все симптомы пропадали. А вообще не завелся Ветерок всего один раз, холодным майским утром. А причиной этого была вода в бензобаке, или топливо попалось «не очень» или конденсат скопился, но такой «косяк» с мотором был всего один раз.
Доработка и модернизация мотора «Ветерок» — вариант №1
В конструкции этого, в общем, отличного мотора имеются мелкие недоработки, которые несложно устранить самому.
Несмотря на то, что у лодочного мотора «Ветерок» имеется в наличии специальный винт в поплавковой камере карбюратора, слить оттуда бензин не так-то просто — для этого приходится снимать карбюратор.
Я просверлил отверстие в поддоне кожуха мотора «Ветерок» напротив указанного винта и поставил в него латунный винт с барашком. Сливать отстой стало гораздо удобнее.
Винт в поддоне кожуха мотора «Ветерок». |
Хотя регулировочный винт главного жиклера имеет накатку на головке, регулировка возможна только с применением отвертки. Во время работы мотора это не очень удобно, тем более что винт находится в глубине поддона. Кроме того, неизвестно, насколько открыт жиклер.
Я напаял на иглу жиклера удлинитель с головкой в виде маховичка, которую можно поворачивать пальцами. На маховичке нанесены риски, благодаря которым можно контролировать степень открытия жиклера.
Удлинитель иглы главного жиклера карбюратора. |
Регулировка газа и опережения зажигания не такая плавная, как, например, у «Москвы». Требуется приложить очень большое усилие, чтобы рычаг начал открывать дроссель, поэтому средние обороты держать трудно — либо малый ход, либо полный. Немного спилив горб рычага, я добился более плавной регулировки.
Существенным недостатком карбюратора мотора «Ветерок-8» является отсутствие противопламенной сетки на всасывающем патрубке, что может быть причиной пожара на лодке. Я поставил кольцо-насадку с сеткой.
Противопламенная сетка на всасывающем патрубке карбюратора. |
Серьезным дефектом конструкции является неудачное крепление гребного винта на валу. Срезаемый штифт, как правило, оставляет заусенец, который слегка изгибается, и снять винт или просто повернуть его иной раз чрезвычайно трудно. Однажды я был свидетелем, как владелец «Ветерка» потерял выходной день только потому, что не мог снять винт со срезанным штифтом (наличие продольных пазов в ступице винта не помогает, так как не всегда удается повернуть винт на валике).
Съемник гребного винта мотора «Ветерок». |
Простой съемник, показанный на эскизе, значительно упрощает эту операцию. Рекомендую спилить все приливы на винте, образовавшиеся в процессе литья и вызывающие вредные завихрения потока, а заодно и отполировать винт и всю подводную часть дейдвуда. Мне это позволило на 2 км/час повысить скорость лодки. Непонятно, почему элементарной доводкой винта не занимается завод-изготовитель.
При запуске холодного мотора прикрытие воздушной заслонки помогает плохо, поэтому я сделал специальный наконечник к шлангу для впрыска топлива в диффузор карбюратора.
Наконечник для впрыска смеси в карбюратор. |
Держа бензопроводный шланг в левой руке и прижимая штуцер наконечника к шарику в соединительной муфте шланга, я одновременно нажимаю на подкачивающую грушу; при этом из наконечника появляется тонкая сильная струя, глубоко проникающая в карбюратор.
Если лодочный мотор «Ветерок-8» эксплуатируется на микромотолодках, то можно установить переделанный гребной винт от «Ветерка-12». Концы лопастей следует опилить до диаметра 190 мм, ширину лопасти уменьшить на 8—10 мм, толщину и очертания лопасти на концах и по кромкам довести до профиля штатного винта «Ветерка-8». Все приливы удаляются, поверхность винта, особенно опорная, зачищается и полируется.
В результате применения такого винта лодка длиной 2,9 м с одним водителем показывает почти такую же скорость, как и под десятисильной «Москвой» — 30—31 км/час.
А вообще желательно, чтобы Ульяновский завод обеспечивал каждый мотор двумя штатными гребными винтами — грузовым и скоростным. Выпускает же Ржевский завод для «Москвы» двух- и трехлопастные винты с разными характеристиками.
В. Г. Родников, (Москва), «Катера и яхты», 1971 г.
Возможные неисправности и способы их устранения
Как и любое другое оборудование, мотор «Ветерок» может выйти из строя
Если в карбюраторе нет топлива, то важно проверить, правильно ли подсоединены шланги, не оказался ли заборник топлива пустым. Конец шланга необходимо отсоединить от штуцера и опустить его в отверстие горловины, прокачать топливо грушей
В том случае, если в карбюраторе нет топлива, нужно снять крышку поплавковой камеры и прочистить ее, отвернув иглу жиклёра.
Иногда случается и так, что карбюратор оказывается разрегулирован. Его можно вернуть в строй по вышеописанной схеме. Когда владелец столкнулся с проблемой, что свечи не дают искры, нужно очистить электроды от нагара и вытереть элементы насухо
Важно установить зазор между электродами. Для того чтобы проверить свечи, их выворачивают: если одна из них искрит, а другая – нет, то можно поправить ситуацию перестановкой свечей, трансформаторов и проводов, в некоторых случаях это позволяет найти причину неисправности
Если при попытке запуска мотор не выходит в рабочий режим, а свечи искрят, нужно проверить, не оказались ли перепутаны провода, идущие к свечам и трансформаторам. Опытные владельцы таких агрегатов рекомендуют также проверить угол опережения зажигания и уменьшить зазор между электродами до 0,6 мм. Если вы заметили, что в двигателе излишнее количество топлива, а свечи оказались забрызганы, то нужно открыть заслонку карбюратора, вынуть свечи и продуть цилиндры.
Возможные неисправности Ветерок 8 и способы их устранения
Причины неисправности | Способы устранения неисправности |
Мотор не запускается | |
Нет топлива в карбюраторе. | Если при подкачке топливо в карбюратор не поступает, проверить: правильность подсоединения шлангов; не засорен ли заборник топлива в топливном баке (отсоединить конец шланга от штуцера топливного бака, опустить его в отверстие заливочной горловины и прокачать топливо грушей); исправен ли соединительный шланг (подкачивающая груша должна быть упругой при подкачке); не засорены ли штуцер на кожухе, топливный насос и карбюратор (если при заливе топлива в диффузор карбюратора двигатель заводится, а затем останавливается). Снять крышку поплавковой камеры, прочистить поплавковую камеру, отвернуть иглу главного жиклера, прочистить канал прокачкой топлива грушей или продувкой воздухом. |
Разрегулирован карбюратор. | Отрегулировать карбюратор. (См. раздел «Регулировка карбюратора»). |
Свечи не дают искры (для проверки нужно вывернуть свечи, замкнуть корпуса свечей на массу и вытянуть шнур пускового механизма как при запуске. Если магдино и свечи исправны, свечи должны искрить). Лучше проверить искру, создав между концом высоковольтного провода и «массой» зазор 4 |
5 мм.
Для ремонта используйте только качественные запчасти мотора Ветерок у проверенных продавцов.
КОМПЛЕКТ ЗИП, ПРИКЛАДЫВАЕМЫЙ К МОТОРУ
Обозначение | Колич., штук | |
61 11 21 | Прокладка картера | 1 |
61 11 23 | Прокладка крышки картера | 1 |
61 12 12Б | Клапан | 4 |
61 12 22 | Прокладка | 1 |
61 13 21 | Прокладка патрубка | 1 |
61 13 22 | Прокладка карбюратора | 1 |
61 14 23 | Прокладка вставки | 1 |
61 14 32 | Прокладка крышки | 2 |
61 15 20 | Прокладка головки | 1 |
61 16 20 | Сальник | 1 |
61 16 22 | Пружина сальника | 1 |
61 17 33 | Кольцо поршневое | 6 |
62 55 25 | Прокладка корпуса промежуточного | 1 |
61 60 11 | Прокладка | 1 |
61 61 13 | Прокладка | 1 |
61 63 50Б | Крыльчатка | 1 |
61 63 60 | Сальник | 1 |
61 63 62А | Пружина сальника | 1 |
60 06 22 | Сальник | 1 |
60 06 24 | Пружина сальника | 1 |
61 75 16 | Штифт | 2 |
45 9871 1051 | Шплинт 3,2х25 | 2 |
А 11-3 | Свеча зажигания | 1 |
61 80 12 | Бортсумка для инструмента | 1 |
7811-0003Д2 | Ключ 8х10 ГОСТ 2839-80 | 1 |
60 08 23 | Ключ гаечный 17х21 | 1 |
61 80 31 | Ключ торцовый 12 | 1 |
61 80 21 | Ключ торцовый 7 | 1 |
7810-1326 | Отвертка ГОСТ 17199-71 | 1 |
61 80 40 | Съемник маховика | 1 |
61 80 51 | Вороток | 1 |
61 32 00 | Топливный бак в сборе | 1 |
61 33 00 | Шланг в сборе | 1 |
61 80 80 | Шнур пусковой с рукояткой | 1 |
61 64 22 | Гребной винт (грузовой) | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Наименование | Колич. на мотор | |||
Картер с блоком цилиндров в сборе | 1 | 1 | 61 11 00 | |
Прокладка картера | 1 | 61 11 21 | ||
Прокладка крышки картера | 1 | 61 11 23 | ||
Перегородка в сборе | 2 | 1 | 61 12 00 | |
Перегородка | 1 | 61 12 11 | ||
Клапан | 4 | 61 12 12Б | к перегородке | |
Прокладка | 1 | 61 12 22 | к перегородке | |
Патрубок | 3 | 1 | 61 13 14 | |
Прокладка патрубка | 1 | 61 13 21 | ||
Прокладка карбюратора | 1 | 61 13 22 | ||
Прокладка | 2 | 61 14 32 | к крышке блока | |
Головка блока цилиндров в сборе | 20 | 1 | 61 15 00 | |
Прокладка головки в сборе | 1 | 61 15 20 | ||
Вал коленчатый | 13 | 1 | 61 16 11 | |
Шпонка коленвала | 10 | 1 | 61 16 12 | |
Сальник | 68 | 3 | 61 16 20 | к коленвалу |
Пружина сальника | 3 | 61 16 22 | ||
Крышка картера в сборе | 7 | 1 | 62 16 30A | |
Основание магдино МБЭ-3 | 9 | 1 | 61-3749000-10 | |
Опора средняя в сборе | 1 | 61 16 40 | к коленвалу | |
Шатун в сборе | 14 | 2 | 61 18 10 | |
Болт шатуна | 4 | 61 17 13Б | ||
Ролик игольчатый | 6 | 106 | 04 | К опорам коленвала и шатунам |
Подшипник роликовый | 2 | K14x18x20Д | ||
Поршень в сборе | 16 | 2 | 61 18 30 | |
Кольцо поршневое | 17 | 6 | 61 18 33 | |
Палец поршневой | 15 | 2 | 61 18 34 | |
Кольцо стопорное поршневого пальца | 18 | 4 | 61 18 35 | |
Маховик | 11 | 1 | 61 24 20 | |
Кожух нижний в сборе | 1 | 61 41 00 | ||
Защелка | 1 | 62 41 30 | к кожуху | |
Прокладка резиновая | 2 | 62 41 17А | к кожуху | |
Кожух верхний в сборе | 1 | 61 42 20 | ||
Плита управления | 71 | 1 | 61 51 11 | |
Шестерня | 2 | 61 51 14 | к румпелю | |
Шестерня с поводком | 1 | 61 51 15 | к плите управления | |
Шестерня ведущая | 1 | 61 51 16 | ||
Румпель | 1 | 61 51 23 | ||
Рукоятка | 1 | 61 53 21А | к румпелю | |
Поводок | 1 | 61 51 51 | к шестерне с поводком | |
Опора левая | 63 | 1 | 61 53 21А | |
Опора правая | 1 | 61 53 41А | ||
Винт опоры в сборе | 66 | 2 | 61 53 30 | |
Кронштейн подвески | 61 | 1 | 61 53 51 | |
Вкладыш верхний | 64 | 1 | 61 53 52А | |
Вкладыш нижний | 59 | 1 | 61 53 53А | |
Труба | 65 | 1 | 61 53 54 | |
Замок | 58 | 1 | 61 53 55 | |
Подшипник наружный | 60 | 1 | 61 53 56 | |
Упор в сборе | 62 | 1 | 61 53 60 | |
Корпус промежуточный | 21 | 1 | 62 55 11 | |
Прокладка корпуса промежуточного | 1 | 62 55 25 | ||
Рычаг | 22 | 1 | 61 55 29 | |
Кольцо уплотнительное | 2 | 61 33 14А | к водяной трубке и бензошлангу | |
Подушечка | 67 | 1 | 61 55 33 | |
Пружина верхняя | 70 | 2 | 61 55 34 | |
Пружина нижняя | 57 | 2 | 61 55 35 | |
Ручка переключения в сборе | 1 | 62 55 50 | ||
Рукоятка | 1 | 61 55 53 | к ручке переключения | |
Ограничитель | 1 | 61 55 56 | ||
Сальник | 43 | 1 | 60 06 22 | |
Пружина сальника | 1 | 60 06 24 | ||
Прокладка | 1 | 61 60 11 | к стакану | |
Колпачок | 41 | 1 | 61 60 16В | |
Стакан сальника | 45 | 1 | 61 60 17 | |
Кольцо стопорное | 44 | 1 | 61 60 18 | |
Кольцо уплотнительное | 46 | 1 | 61 60 19 | |
Пробка | 1 | 60 05 74А | к проставке | |
Прокладка | 1 | 60 05 75А | к пробке | |
Проставка | 56 | 1 | 61 61 11 | |
Шестерня ведущая | 52 | 1 | 62 61 12А | |
Прокладка регулировочная | 1-2 | 61 61 13 | к корпусу редуктора | |
Корпус редуктора | 53 | 1 | 62 62 11 | |
Вал горизонтальный | 51 | 1 | 61 62 21Б | |
Шестерня ведомая | 49 | 1 | 62 62 22А | |
Кольцо стопорное | 1 | 61 62 23 | к шестерне ведомой | |
Стакан | 33 | 1 | 61 63 11А | |
Вал вертикальный | 23 | 1 | 61 63 12А | |
Тяга | 24 | 1 | 61 63 13 | |
Вилка | 36 | 1 | 61 63 14 | |
Муфта ведомая | 37 | 1 | 61 63 15 | |
Муфта ведущая в сборе | 35 | 1 | 61 63 20 | |
Втулка уплотнительная | 1 | 61 63 32 | к стакану | |
Корпус помпы | 27 | 1 | 61 63 40 | |
Пластина | 30 | 1 | 61 63 42 | |
Втулка уплотнительная | 2 | 61 63 44 | к помпе | |
Крыльчатка | 29 | 1 | 61 63 50Б | |
Сальник | 31 | 1 | 61 63 60 | к валу вертикальному |
Пружина сальника | 1 | 61 63 62А | ||
Винт гребной скоростной | 42 | 1 | 61 64 10 | |
Винт гребной грузовой | 1 | 61 03 40 | ||
Демпфер винта | 39 | 1 | 61 64 15 | |
Трансформатор | 5 | 2 | 2112-3705000 | |
Катушка зажигания | 2 | 2 | 61-3749020 | |
Плата | 3 | 1 | 61-3749040 | |
Топливный бак в сборе | 1 | 61 32 00 | ||
Пробка бака в сборе | 1 | 1 | 61 31 40 | |
Шланг в сборе | 11 | 1 | 61 33 00 | |
Муфта соединительная в сборе | 1 | 61 33 10 | ||
Ниппель входной | 1 | 61 33 20 | ||
Клапан в сборе | 4 | 61 33 30 | к топливному насосу и штуцеру | |
Топливный насос в сборе | 1 | 61 35 00 | ||
Диафрагма | 10 | 1 | 61 35 14 | к топливному насосу |
Сетка | 1 | 61 35 15 | ||
Колпачок | 9 | 1 | 61 35 17 | к пробке бака |
Уплотнительная шайба | 2 | 60 02 83 | ||
Карбюратор | 1 | К33Б | ||
Поплавок в сборе | 1 | К30-1107120 | ||
Игла регулировочная | 13 | 1 | К33Б-1107337 | |
Клапан топливный | 1 | К33Б-1107736 | ||
Пружина тормозная | 5 | 1 | 61 22 13 | |
Шестерня | 10 | 1 | 61 22 14 | |
Шкив | 1 | 1 | 61 22 15 | |
Подшипник верхний | 11 | 1 | 61 22 05 | |
Пружина | 7 | 1 | 61 22 06Б | |
Упор | 8,12 | 2 | 61 22 09Б | |
Подшипник нижний | 14 | 1 | 61 22 11 | |
Ручка | 16 | 1 | 61 21 41Б | |
Шнур | 15 | 1 | 61 21 51 |
Новые модификации подвесного лодочного мотора Ветерок
Конструкторским отделом Ульяновского моторного завода разработаны две модификации моторов «Ветерок-8» и «Ветерок-12»: с удлиненным дейдвудом и в грузовом исполнении (для тяжелых водоизмещающих лодок). Моторы «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У» предназначены для установки на суда с высотой транца до 510 мм (в обыкновенном исполнении моторы рассчитаны на транец высотой до 380 мм).
Подводная часть моторов увеличена за счет удлинителя между дейдвудом и проставкой. Точная центровка удлинителя с проставкой осуществляется через стакан, с дейдвудом — посредством специального центрирующего кольца, которое служит также для фиксации трубки водяного охлаждения и тяги муфты холостого хода.
Так как в моторах с удлиненным дейдвудом увеличено плечо приложения упора гребного винта, то трубка, тяга и вертикальный вал гоже сделаны удлиненными. Соответственно усилены пружины подвески.
Данная модификация имеет шесть оригинальных деталей.
Грузовые моторы «Ветерск-8» и «Ветерок-12» имеют редуктор с низким передаточным отношением шестерен 0,444 и специальные гребные винты, в то время как большинство подвесных моторов имеет передаточное отношение редуктора около 0,6.
Для улучшения тяговых качеств серийных моторов при установке их на тяжелых водоизмещающих судах была проведена работа по подбору грузовых гребных винтов при передаточном отношении редуктора 0,6. Испытания на моторе «Ветерок-8» трех гребных винтов меньшего шага (170, 150 и 136 мм) и большего диаметра (210 мм) не выявили сколько-нибудь существенного прироста скорости водоизмещающей лодки по сравнению с серийным винтом диаметром 202 и шагом 190.
Подбор грузового винта для мотора «Ветерок-12» дал лучшие результаты: при диаметре 210 мм и шаге 180 мм скорость на лодке «Казанка» с нагрузкой 400 кг возросла на 2,5—3,0 км/час.
В таблице даны результаты замера тяги на швартовах моторов «Ветерок-8» и «Ветерок-12» с обычными и грузовыми редукторами.
Приводим результаты испытаний на лодке «Казанка» мотора «Ветерок-8» с серийным гребным винтом 202 X 190 мм, серийным редуктором (i = 0,6) и с гребными винтами диаметром 250 мм, с грузовым редуктором (i = 0,444).
Как видно из графиков, при большой загрузке лодки число оборотов мотора «Ветерок-12» с серийным редуктором (i = 0,6) существенно падает. Грузовой редуктор позволяет увеличить число оборотов и получить большую мощность.
В результате проведенных испытаний для грузовых моторов «Ветерок-8» и «Ветерок-12» выбрани три гребных винта:
230 X 190 мм — «Ветерок-8» — для деревянной водоизмещающей лодки и лодки «Казанка» с большой загрузкой (около 350 кг);250 X 225 мм — «Ветерок-8» — в качестве скоростного винта для лодки «Казанка» при малой загрузке (не более 150 кг); «Ветерок-12» — для деревянной водоизмещающей лодки;250 X 250 мм — «Ветерок-12» —- в качестве скоростного винта для лодки «Казанка».
Грузовые модификации моторов, установленные на легких глиссирующих лодках с гребными винтами 250Х190 («Ветерок-8») и 250 X 225 («Ветерок-12») развивают чрезмерно высокие обороты (5300—5500 об/мин), что может стать причиной выхода из строя кривошипно-шатунного механизма, так что на таких судах их применять не следует.
В конструкции грузового редуктора вместо стакана сальника гребного вала, запираемого прижимным кольцом, применен стакан с фланцем, соединяющийся с корпусом редуктора двумя винтами. Между стаканом и корпусом Установлены прокладки (дет. 16) для регулировки зазора в шестернях. Такая схема более удобна при разборке, сборке и регулировке зазора. Все подшипники редуктора — роликовые, конические, один №2007106 и два №7203. Центрирование корпуса с проставкой осуществляется с помощью втулки 3.
Число спиральных зубьев шестерни редуктора — 12:27.
Первые партии новых моторов выпущены в конце 1969 г.