Советы по эксплуатации лодочных моторов «ветерок-8»
Содержание:
- Технические характеристики Ветерок 8
- Руководство по эксплуатации мотора “Ветерок-8М”
- Регулировка муфты холостого хода
- Держатель срабатывает автоматически при поднятии вверх подводной части мотора
- Мотор «Ветерок 12»
- 3) проверять наличие масла в редукторе через заливное (контрольное) отверстие и отсутствие воды через сливное отверстие
- Общие сведения и конструкция
- Технические характеристики и устройство моторов Ветерок
- Лодочные моторы Ветерок-8
- Модификации Ветерок 8
- Обкатка
- Доработка и модернизация мотора «Ветерок» — вариант №1
- Обзор и особенности
- Держатель срабатывает автоматически при поднятии вверх подводной части мотора
- AGadeev › Блог › Разбор ноги Ветерок 8
- Характеристики моторов «Ветерок-8»
Технические характеристики Ветерок 8
Ветерок — мотор для лодок, производившийся во время Советского Союза, модель в наше время используют с большим спросом моряки, охотники и рыбаки, которые ценят стабильную и надежную работу лодочного мотора. Модель двигателя популярна для хозяйственного пользования, а также в туристических целях. Более того, эта марка двигателей была одной из немаловажных в спортивных соревнованиях разного времени. Мотор хорош для работы как в морских водах, так и в пресноводье. Насчет ремонтных работ, то этот двигатель не привередлив в обслуживании, его можно ремонтировать даже в домашних условиях. Конструктор деталей «Ветерок» надежный, так как разработки были использованы в других моторах, в том числе и зарубежных. Конструкция упрощена и понятлива даже для новичков.
Небольшие габариты позволяют перевозить агрегат на любое расстояние, возможно даже поместить в багажное отделение легкового автомобиля. Разработчики создали все условия для того, чтобы мотор поддавался ремонту в домашних условиях, для этого имеется немалый выбор доступных надежных деталей.
Заявленный объем подвесного мотора составил 173 см. куб, при этом мощность указана 8 л.с. Работает благодаря 2 цилиндрам, а запуск двигателя возможен посредством бесконтактного электронного зажигания. Особенностью можно назвать подключение к мотору устройств с питанием сигнальных огней. На то время двигатели для лодок работали в двухтактном режиме, и Ветерок 8 не исключение. Снизить показатели вибрации помогает расположение подвески мотора на пружинах.
Так же интересно: Лодочный мотор «Меркурий» 5 лошадиных сил: отзывы
Чтобы защитить лодочный мотор от заливания производитель предусмотрел защитный кожух и поддон. Запуск топлива в мотор производилось через пластинчатые клапана. Результатом работы инженеров стала минимальная шумность и вибрации, данные показатели даже сегодня считаются одними из лучших. Легким назвать мотор Ветерок 8 нельзя, его вес составил 24,5 кг. На советские мерки двигатель не был прожорливым и потреблял в среднем 3,2 литра за час эксплуатации.
Руководство по эксплуатации мотора “Ветерок-8М”
Вставляют в отверстие корпуса редуктора стакан 7 (см. Приложения, каталог деталей, редуктор). Для этого нужно отвернуть две гайки крепления корпуса редуктора и отсоединить его корпус от проставки. Редуктор мотора представляет собой шестеренчатую коническую передачу. Корпус редуктора соединяется с проставкой двумя шпильками. Полная разборка редуктора необходима при замене шестерен и подшипников. Все шестерни и полумуфты редуктора изготовлены из высокопрочной стали 12Х2Н4А с последующей цементацией и закалкой до HRC-55. Вода может проникать в редуктор через уплотнение тяги муфты холостого хода при износе резиновой втулки. В редуктор вставляют собранный вал гребного винта с налепленной на зубья шестерни пластинкой из пластилина, 2-3 раза проворачивают вал и вытаскивают его из редуктора. Далее устанавливают подобранный комплект компенсаторных — паронитовых прокладок к подшипнику №7203 и соединяют проставку с корпусом редуктора.
Если в редукторе используются старые шестерни с пригодными зубьями, нужно установить те же прокладки и то же разрезное кольцо, при которых происходила приработка деталей редуктора. С 1988 года производственное объединение «АВТО УАЗ» перешло на выпуск модернизированной модели «Ветерок-8М».
Регулировка муфты холостого хода
Износ рабочих поверхностей кулачков муфты холостого хода и неправильная регулировка муфты вызывают периодические удары в редукторе в результате самопроизвольного включения муфты. Износ и выработка возникают в основном в результате неправильного регулирования величины перемещения ведомой муфты, когда кулачки муфты не входят в сопряжение по всей высоте, а лишь касаются друг друга вершинами.
Причиной выработки может послужить также частое включение переднего хода на слишком высоких оборотах коленчатого вала, так как при этом возникают большие ударные нагрузки на вершины уступов.
Для регулировки муфты холостого хода сначала закрепите пружинный ограничитель ручки переключения в среднем положении. Плоскогубцами подтяните тягу до полного включения муфты холостого хода. Установите ручку переключения в положение «Ход» и, завертывая или вывертывая тягу, установите ее отогнутый конец строго против отверстия на рычаге. Вставив тягу в рычаг, зафиксируйте ее шплинтом.
Правильность регулировки муфты можно проверить, поворачивая с небольшим усилием гребной вал. При полном сцеплении кулачков ведущей и ведомой муфт у вала не должно быть большого хода, он будет лишь слегка покачиваться за счет зазоров в зубьях шестерен и кулачках муфт.
Включив ручку переключения в положение «Холостой ход», проверьте, разъединились ли муфты. Если разъединения не произошло, нужно вывернуть тягу на один оборот, повернув ее против часовой стрелки, и проверить еще раз.
Для качественной сборки редуктора желательно использовать ряд оправок. На рис. 7 приведены чертежи нескольких несложных в изготовлении оправок для запрессовки деталей редуктора.
Зазоры (натяги) в соединении деталей подводной части моторов «Ветерок» приведены в табл. 2.
Держатель срабатывает автоматически при поднятии вверх подводной части мотора
Этот штифт служит предохранителем при ударе винта о подводное препятствие и, являясь самым слабым звеном в передаче от мотора к винту, срезается первым, предохраняя от поломки другие детали. В ступице винта имеется резиновый шлицевой демпфер 39, благодаря чему соединение вала с винтом является упругим, а демпфер может быть легко выпрессован и заменен. Рис. 11.Направление силы тяги гребного винта при различном положении мотора на транце. При столкновении с подводным препятствием мотор откидывается, что предохраняет его от поломки.
4. Не поступает вода в систему охлаждения двигателя. Причиной может явиться:— повреждение или износ крыльчатки помпы;— износ или отсутствие (после переборки) шпонки крыльчатки;— негерметичное уплотнение трубок подвода воды к помпе или картеру.
Проникновение в редуктор лодочного мотора воды является, практически, единственной причиной его неполадок и усиленного износа. Моторесурс лодочного мотора «Ветерок-8М» увеличился с 500 до 550 часов за счет усовершенствования ряда узлов и повышения качества изготовления деталей.
Мотор «Ветерок 12»
Это первые представители линейки, разработанные на основании своих предшественников Ветерков 8. Они имеют аналогичную конструкцию, но более высокую мощность, обусловленную увеличением диаметра цилиндров. Кроме того, в механизме Ветерка 12 присутствует 40 оригинальных деталей, увеличивающих его надежность и выносливость.
Применение мотора
Силовые агрегаты представляют собой двухтактное инжекторное оборудование, которое устанавливается на тяжелые рыбацкие лодки, спортивные, туристические и прогулочные маломерные суда. Моторы имеют отличные тяговые свойства, могут использоваться в спасательных операциях для буксировки катеров и как резервные двигатели на яхтах. Они обладают устойчивым к коррозии корпусом и подходят для эксплуатации на море.
Конструкция и габариты
В конструкцию моделей Ветерок 12 входят:
• Корпус из стали.
• Камера для топлива с кривошипами, отвечающими за продувку дефлекторного типа.
• Пластинчатые клапаны, с помощью которых происходит впрыск горючего.
• Подвеска, закрепленная на пружинах.
• Два цилиндра из алюминия с гильзами из чугуна.
• Кожух, установленный на дейдвуде.
• Коленвал из стали с игольчатым и шариковым подшипником.
• Шатуны, укомплектованные бронзовыми втулками.
• Поршень из алюминия, обладающий тремя кольцами из чугуна.
• Две иглы свободного типа для регулировки состава топливной смеси.
• Карбюратор с жиклером и дроссельной заслонкой.
• Муфта холостого хода вертикального типа.
Двигатели комплектуются топливной системой с отдельным баком, шлангами, грушей, и свечами, монтирующимися под цилиндрами. Высота моторов составляет 1,05 метра, ширина 35 сантиметров, длина 50 сантиметров.
Технические характеристики
Лодочные силовые агрегаты «Ветерок 12» обладают такими техническими характеристиками:
• Мощность – 12 лошадиных сил.
• Максимальное количество оборотов – 5000 в минуту.
• Объем камеры – 249 кубических сантиметра.
• Длина хода поршня – 44 миллиметра.
• Степень сжатия – 6.
• Вес – 26,7 килограмм.
• Диаметр цилиндров – 60 миллиметров.
• Высота транца – 38 сантиметров.
• Вместимость бака – 20 литров.
• Расход топлива – 5 литров в час.
3) проверять наличие масла в редукторе через заливное (контрольное) отверстие и отсутствие воды через сливное отверстие
Наружная обойма подшипника входит в корпус свободно и удерживается от проворачивания и осевого смещения резиновым кольцом 11, которое одновременно служит для уплотнения корпуса. В полость сальника со стороны, обращенной к муфте, нужно налить около 1 мл керосина и медленно проворачивая вал относительно стакана, следить за просачиванием керосина через уплотнение.
Замене подлежат шестерни с явными следами износа, сколами и выкрашиваниями рабочих поверхностей зубьев. Нормальная работа редуктора будет обеспечена только в том случае, когда толщина устанавливаемой прокладки будет точно соответствовать толщине прежней. Соприкосновение зубьев одной шестерни с выступами на зубьях другой вызывает скрежет и стуки при работе редуктора и быстрое разрушение зубьев.
После регулировки следует еще раз промыть детали, собрать узлы проставки и редуктора и соединить их, затянув гайки на соединительных шпильках. В стакан 27 (см. Приложения, каталог деталей, проставка) запрессовывается сальник 28 и подшипник 29 (№201). При установке корпуса 14 помпы лопасти крыльчатки нужно направлять в корпус пальцами или тупым предметом. На 1 кг уменьшена масса мотора.
Снижена масса поршня путем ликвидации приливов от бобышек до днища. На ранее выпущенные «Ветерки» может быть установлен сборочный узел от «Ветерка-8М»: шатун с поршнем (чертежный №611800С6). Новый мотор имеет усовершенствованный пусковой механизм, в котором устранен наклеп в отверстии шкива и заедание шестерни. В новой модели мотора применен более совершенный узел румпеля, отличающийся более удобной формой рукоятки.
Общие сведения и конструкция
Перед нами базовая модификация популярного в СССР лодочного мотора. Двигатель предназначен для малоразмерных и среднеразмерных глиссирующих лодок и катеров со стандартными параметрами транца – 380 мм в высоту. Рассматриваемая модель подходит для использования в туристических и хозяйственных целях. Кроме того, этот агрегат был востребован и в спортивных соревнованиях. Еще надо отметить тот факт, что Ветерок использовался в качестве резервной или вспомогательной силовой установки для катеров и яхт. Выносливость мотора такова, что его можно эксплуатировать в соленых морских водах.
Компоновка мотора «Ветерок» предусматривает вертикальное расположение всех узлов. Какие-либо новшества по понятным причинам отсутствуют, и есть только проверенные технические решения, что, впрочем, является главным достоинством мотора на сегодняшний день. Его можно обслуживать в гаражных условиях. В целом, этот двигатель можно считать одним из самых ремонтопригодных моторов. Надо признать, что все конструкторские разработки, использованные в моторе Ветерок-7, раннее были опробованы в других двигателях, в том числе зарубежных. Эта особенность еще больше привлекла потребителей, поскольку мотор был собран из проверенных компонентов, а это говорит о надежности и долговечности.
В основе мотора Ветерок-8 лежит двухтактная двухцилиндровая компоновка. Также стоит отметить дефлекторную продувку и лепестковые клапаны, с помощью которых происходит автоматическое всасывание топливной смеси. Цилиндры имеют чугунные гильзы, что благоприятно сказалось на надежности. В месте расположения продувочных окон есть некая полость, которая плотно закрывается крышкой.
Обратим внимание на переднюю часть картера. К ней фиксируется своеобразная перегородка с выпускными клапанами
Такая компоновка является одним из элементов упрощенной конструкции. Кроме того, мотор оснащен поворотным магнето, что дает возможность регулировать угол опережения зажигания при включенном моторе. Все эти настройки можно осуществлять через пульт дистанционного управления. Мотор Ветерок-8 разработан инженерами Ульяновского моторного завода. Семейство двигателей «Ветерок» пришло на смену устаревшему мотору «Стрела». Более новое устройство получило рабочий объем 178 кубов, и было лишено некоторых недостатков, свойственных предшественникам. Особенно стоит отметить улучшенную систему жидкостного охлаждения, которая не дает мотору перегреться вне зависимости от нагрузки. Довольно компактные габариты и небольшой вес поспособствовали возможности перевозки двигателя на дальние расстояния, причем устройство можно поместить в багажник легкового автомобиля. Кроме того, не возникнет проблем и при установке мотора на 380-миллиметровый транец лодки.
Технические характеристики и устройство моторов Ветерок
Подвесные лодочные моторы семейства «Ветерок» предназначены для установки на лодки хозяйственного, прогулочного, туристского и спортивного назначения. Они успешно эксплуатируются на моторных и гребномоторных лодках, таких как «Казанка», «Южанка», «Форель», («Кефаль»), «Таймень», «Язь», «Автобот», «Казанка-6», «Романтика-2», «Таврия», на надувных резиновых лодках «Орион-8» и др. Широко используются эти моторы на деревянных водоизмещающих лодках, на разнообразных малых судах самостоятельной постройки, в качестве резервного двигателя для яхт.
Моторы «Ветерок» предназначены для установки на лодки с высотой транца до 380 мм (модели с удлиненным дейдвудом «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У» рассчитаны на высоту транца до 500 мм) и могут эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм. «Ветерок-12» применяется на спортивных мотолодках в классе двигателей с рабочим объемом 250 см3. «Ветерок-8» («Ветерок-8Э») и «Ветерок-12» («Ветерок-12Э») в значительной мере унифицированы (рис. 1). Моторы с индексом «Э» отличаются от исходных моделей только комплектацией электронной бесконтактной системой зажигания.
Техническая характеристика моторов «Ветерок»
«Ветерок-8Э» «Ветерок-12Э»Тип двигателя |
Тип двигателя |
Двухтактный карбюраторный бензиновый
Номинальная мощность при частоте вращения 4800 об/мин, кВт (л. с.)
Число цилиндров
Рабочий объем цилиндров1, см3
Диаметр цилиндра, мм … .
Ход поршня 2, мм
Эффективная степень сжатия3
Направление вращения маховика при виде сверху
По часовой стрелке
Тяга на швартовах, не менее Н
Система зажигания
От маховичного магдино МБЭ-3 с выносными трансформаторами 2112
Свеча зажигания
АП (ГОСТ 2043—74)
Напряжение, В/мощность, Вт, системы освещения
Зазор между электродами в свече, мм
Карбюратор
Топливо и масло
Бензин автомобильный А-76 (ГОСТ 2084—77) с добавлением масла М-8В1 (ГОСТ 10541—78)
Часовой расход топлива, кг/ч не более
Фазы газораспределения, град.:
выпуск
Передаточное отношение редуктора
Смазка редуктора
Масло автомобильное трансмиссионное ТАп-15В (ГОСТ 23652- 79)или другие автомобильные летние трансмиссионные масла
Диаметр гребного винта, мм
Шаг гребного винта, мм
Число лопастей
Емкость топливного бака, л
Масса мотора, кг
Габаритные размеры мотора (с поднятым вверх румпелем), мм:
350
длина
500
Моторы «Ветерок» состоят из следующих основных узлов и систем:
моторной головки с верхним и нижним кожухами (двигатель в сборе с магдино, высоковольтными трансформаторами, пусковым механизмом, карбюратором, бензонасосом, деталями управления карбюратором и опережением зажигания);
промежуточной передачи с подвеской (промежуточный корпус с механизмом переключения муфты холостого хода, плита управления с румпелем, подвеска с деталями крепления к транцу лодки, поворота и откидывания мотора);
подводной части (редуктор с зубчатой передачей и валом гребного винта, проставка с муфтой холостого хода, водяной насос, гребной винт);
системы питания двигателя (бензобак, бензиновый шланг с ручной подкачизающей грушей, карбюратор и диафрагменный бензонасос);
системы зажигания (магдино, высоковольтные трансформаторы, свечи зажигания);
системы охлаждения (всасывающий трубопровод, водяной насос, напорный трубопровод, рубашка охлаждения двигателя). Продольный разрез мотора показан на рис. 2.
Внешние характеристики двигателей моторов «Ветерок» — зависимости мощности и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора — изображены на графике (рис. 3).
Лодочные моторы Ветерок-8
Подвесной лодочный мотор ВЕТЕРОК-8 предназначен для установки на лодки с высотой транца до 380 мм и может эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм.
Мотор оборудован системой бесконтактного электронного зажигания. Имеется вывод для подключения системы питания сигнальных огней лодки. Запуск мотора производится с помощью пускового механизма с самоубирающимся шнуром. Нижнее расположение пускового механизма уменьшает откидывание мотора при запуске. Управление лодкой и режимом работы двигателя производится посредством румпеля. Охлаждение мотора производится забортной водой при помощи водяной помпы. Для удобства эксплуатации мотор снабжен муфтой холостого хода, держателем мотора в откинутом положении и пружинной подвеской, уменьшающей передачу вибрации на лодку.
Топливный бак — переносный, его можно поместить в любом месте лодки. Объем топливного бака обеспечивает непрерывную работу мотора на максимальном режиме в течение 3 часов. В морском исполнении Ветеркок-8 может эксплуатироваться и в соленой воде.
Специалистами нашего предприятия была проведена работа по реновации модельного ряда подвесных лодочных моторов «Ветерок». Применены новые технологии и современные материалы, в результате чего удалось значительно повысить качество выпускаемой продукции. В частности, обеспечена бесперебойная работа, снижение оборотов начало искрообразования за счет применения электронной системы зажигания с импортными тиристорами. Установлена кнопка «СТОП». Применены шланги из материалов более высокого качества, стало возможным применение топлива с низким октановым числом и любого моторного масла для двухтактных двигателей за счет установки топливного фильтра. Установлен новый карбюратор К-493. На румпель управления применен резиновый амортизатор.
Тип двигателя | двухтактный карбюраторный бензиновый |
Мощность максимальная при частоте вращения коленчатого вала 5000 об/мин, кВт (л. с.) | 5,9 (8) |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра, мм | 50 |
Ход поршня, мм | 44 |
Рабочий объем цилиндров, см3 | 173 |
Степень сжатия (эффективная) | 7 |
Направление вращения маховика, смотря сверху | по часовой стрелке |
Тяга на швартовах, Н (кгс) | не менее 700 (70) |
Система зажигания | От маховичного магдино МБЭ-3 с выносными трансформаторами |
Карбюратор | К-49 |
Топливо | бензин автомобильный А-72 или А-76 ГОСТ 2084-77 |
Часовой расход топлива, кг/ч | не более 3,2 |
Емкость бака, л | 14 |
Передаточное отношение редуктора | 13:21 |
Смазка редуктора | масло автомобильное трансмиссионное ТАп-15В ГОСТ 23652-79 или другие автомобильные трансмиссионные масла летние |
Диаметр гребного винта Х шаг, мм | 190 Х 220 |
Масса мотора, кг | 24,5 |
Габаритные размеры мотора (с поднятым вверх румпелем), мм | |
высота | 1050 |
ширина | 350 |
длина | 500 |
Отзывы о моторе Семейство «Ветерков» существует уже несколько десятилетий, и по сей день его представители востребованы на рынке лодочной техники. Первые мото-часы эксплуатации двигателя могут огорчить низкой мощностью. Вернее, заявленные 8 «лошадок» никуда не деваются, но опытные пользователи отмечают недостаточность тяги, которой располагает лодочный мотор «Ветерок». Отзывы отмечают и частые поломки, засоры, а также неудобную посадку, из-за которой профилактические осмотры становятся обязательными едва ли не после каждого применения.
Но есть и плюсы, благодаря которым отечественный мотор и сохранил свою популярность, причем не только в России. Прежде всего, он отличается ремонтопригодностью. Это значит, что двигатель можно не просто ремонтировать, но делать это своими руками из стандартного набора общедоступных запчастей. То есть поломки частые, но и устраняются они легко, в то время как зарубежные четырехтактные конкуренты хоть и ломаются реже, но проблем с последующим ремонтом доставляют гораздо больше. В остальном же «Ветерок» показывает приличные результаты как на полном ходу, так и в троллинге. Например, мнения рыбаков о нем в большинстве положительные – среди подвесных моторных двигателей средней мощности непросто найти качественный и недорогой экземпляр, а «Ветерок» себя во многом оправдывает, несмотря на все минусы.
Модификации Ветерок 8
За период производства было выпущено несколько измененных моделей, которые также получили немного другое название.
- Ветерок 8Э — первая модернизация основной модели, была выполнена в 1978 году и получила такое обновление как бесконтактное электронное зажигание. Также появилась генераторная мощная катушка.
- Ветерок 8М — вторая по счету модернизация, прошла в 1987 году и получила множество новых изменений. К основным можно отнести более надежное магнето МБЭ-3 с лучшим охлаждением тиристоров, новую конструкцию румпеля, снизился объем бака с 20 литров до 14. Также покупателям стал доступен Ветерок со скоростным и гребным винтами.
- Ветерок 8Р — среди обновлений 1995 года следует отметить реверсивный редуктор. К сожалению, данная модификация не получила распространения.
Так же интересно: Лодочный мотор Меркурий 5 2-тактный
Ветерок 8У — с 1969 года модификация предполагает усиленный редуктор, присутствовал более длинный дейдвуд. Популярности такая версия также не приобрела и была снята с производства.
Обкатка
Лодочный двигатель Ветерок-8, как и любая советская разработка, требует постоянного контроля. Своевременное обслуживание и проверка всех рабочих органов находятся в числе обязательных процедур, без которых невозможно оценить потенциал мотора, который заложили в него разработчики. Советские инженеры изначально создали мотор с расчетом на то, чтобы его можно было ремонтировать своими силами. Об этом говорит широкая сервисная сеть, доступность запчастей и унификация деталей с другими моделями тех лет выпуска.
Помимо регулярного обслуживания, нужна еще одна процедура под названием обкатка. Согласно общепринятым нормам, которые распространяются и на современные моторы, обкатка выполняется сразу после покупки устройства
В данном случае не важно, двигатель новый или старый. Так как в нашем случае агрегат поддержанный, обкатка ему еще более необходима
Благодаря этой процедуре владелец сможет убедиться, насколько хорошо двигатель справляется с поставленными задачами. В идеале обкатка должна адаптировать мотор к окружающей среде, погодным и температурным условиям, а также потребностям владельца. Не менее важно правильно подготовиться к обкатке.
Итак, первое что надо сделать, это установить мотор на транец лодки в вертикальном положение. После этого можно заливать расходные материалы. Речь идет о моторном масле типа TCW-3, трансмиссионном редукторном масле, а также горючей смеси. Кстати, топливную смеси надо изготовить заранее – путем смешивания бензина и масла в пропорции 50:1.
Кроме того, важно проверить все рабочие органы перед обкаткой. Например, особенное значение имеет жидкостное охлаждение, из которого должна выходить струя воды в виде фонтана под давлением
Этот признак говорит о том, что система исправна.
Местом проведения обкатки должен быть только открытый водоем – река, озеро, ставок, ручей, море и т. д. Иными словами, надо создать естественные условия, в которых мотор будет использоваться в дальнейшем. Только так можно оценить потенциальные возможности силовой установки. Обкатка в бочке возможна только в крайнем случае, но такой способ не подходит для полноценной 10-часовой обкатки, о которой пойдет речь далее в статье.
Этапы обкатки
- Включаем двигатель, доводим его до холостого хода таким образом, чтобы он смог нагреться до рабочей температуры. На это уйдет в пределах 30-60 минут
- Очередное повышение оборотов должно происходить постепенно. Так, сначала надо установить низкие обороты. Примерно в этот момент можно отчаливать от берега
- По мере постепенного набора скорости и плавного увеличения тяги надо контролировать работу системы охлаждения. Дело в том, что она может работать с перебоями, когда мощность мотора будет вплотную подбираться к 80-90% мощности
- Через восемь-девять часов производительность мотора составит 90-100%. Перегрева можно избежать путем уменьшения оборотов на некоторое время. Когда двигатель остынет, вновь увеличиваем тягу. Таким образом, мотор будет работать в переменном режиме – на низких, средних, высоких и максимальных оборотах, что очень полезно для адаптации деталей
- В конце процедуры выключаем зажигание, предварительно прогрев мотор на холостых оборотах. Меняем отработанные материалы и свечи, и готовим мотор к следующему использованию. Обкатка завершена.
Доработка и модернизация мотора «Ветерок» — вариант №1
В конструкции этого, в общем, отличного мотора имеются мелкие недоработки, которые несложно устранить самому.
Несмотря на то, что у лодочного мотора «Ветерок» имеется в наличии специальный винт в поплавковой камере карбюратора, слить оттуда бензин не так-то просто — для этого приходится снимать карбюратор.
Я просверлил отверстие в поддоне кожуха мотора «Ветерок» напротив указанного винта и поставил в него латунный винт с барашком. Сливать отстой стало гораздо удобнее.
Винт в поддоне кожуха мотора «Ветерок». |
Хотя регулировочный винт главного жиклера имеет накатку на головке, регулировка возможна только с применением отвертки. Во время работы мотора это не очень удобно, тем более что винт находится в глубине поддона. Кроме того, неизвестно, насколько открыт жиклер.
Я напаял на иглу жиклера удлинитель с головкой в виде маховичка, которую можно поворачивать пальцами. На маховичке нанесены риски, благодаря которым можно контролировать степень открытия жиклера.
Удлинитель иглы главного жиклера карбюратора. |
Регулировка газа и опережения зажигания не такая плавная, как, например, у «Москвы». Требуется приложить очень большое усилие, чтобы рычаг начал открывать дроссель, поэтому средние обороты держать трудно — либо малый ход, либо полный. Немного спилив горб рычага, я добился более плавной регулировки.
Существенным недостатком карбюратора мотора «Ветерок-8» является отсутствие противопламенной сетки на всасывающем патрубке, что может быть причиной пожара на лодке. Я поставил кольцо-насадку с сеткой.
Противопламенная сетка на всасывающем патрубке карбюратора. |
Серьезным дефектом конструкции является неудачное крепление гребного винта на валу. Срезаемый штифт, как правило, оставляет заусенец, который слегка изгибается, и снять винт или просто повернуть его иной раз чрезвычайно трудно. Однажды я был свидетелем, как владелец «Ветерка» потерял выходной день только потому, что не мог снять винт со срезанным штифтом (наличие продольных пазов в ступице винта не помогает, так как не всегда удается повернуть винт на валике).
Съемник гребного винта мотора «Ветерок». |
Простой съемник, показанный на эскизе, значительно упрощает эту операцию. Рекомендую спилить все приливы на винте, образовавшиеся в процессе литья и вызывающие вредные завихрения потока, а заодно и отполировать винт и всю подводную часть дейдвуда. Мне это позволило на 2 км/час повысить скорость лодки. Непонятно, почему элементарной доводкой винта не занимается завод-изготовитель.
При запуске холодного мотора прикрытие воздушной заслонки помогает плохо, поэтому я сделал специальный наконечник к шлангу для впрыска топлива в диффузор карбюратора.
Наконечник для впрыска смеси в карбюратор. |
Держа бензопроводный шланг в левой руке и прижимая штуцер наконечника к шарику в соединительной муфте шланга, я одновременно нажимаю на подкачивающую грушу; при этом из наконечника появляется тонкая сильная струя, глубоко проникающая в карбюратор.
Если лодочный мотор «Ветерок-8» эксплуатируется на микромотолодках, то можно установить переделанный гребной винт от «Ветерка-12». Концы лопастей следует опилить до диаметра 190 мм, ширину лопасти уменьшить на 8—10 мм, толщину и очертания лопасти на концах и по кромкам довести до профиля штатного винта «Ветерка-8». Все приливы удаляются, поверхность винта, особенно опорная, зачищается и полируется.
В результате применения такого винта лодка длиной 2,9 м с одним водителем показывает почти такую же скорость, как и под десятисильной «Москвой» — 30—31 км/час.
А вообще желательно, чтобы Ульяновский завод обеспечивал каждый мотор двумя штатными гребными винтами — грузовым и скоростным. Выпускает же Ржевский завод для «Москвы» двух- и трехлопастные винты с разными характеристиками.
В. Г. Родников, (Москва), «Катера и яхты», 1971 г.
Обзор и особенности
Технические условия производителя указывали, что Ветерок 8 должен использоваться на лодках с высотой транца от 38 см, а работа мотора должна выполняться на глубине минимум 50 см. Облегчить запуск двигателя помогает специальный пусковой механизм, в котором имеется убирающийся шнур. Охлаждение мотора происходило вполне классическим способом — в конструкции предусматривалась специальная помпа, которая берет воду из водоема и охлаждает двигатель. Управление мотора классическое — при помощи румпеля.
Среди важных особенностей следует отметить:
- Качественные поршни и кольца, первые изготавливаются из алюминия, кольца из чугуна в количестве 3 шт.
- Коленчатый вал расположен сверху, создается из высококачественной стали. Аналогично стальными являются шатуны с штамповкой.
- В вале вертикального расположения разместили муфту, регулирующую холостой ход.
- Наличие электронного бесконтактного зажигания, в котором располагается маховик, две свечи зажигания и трансформаторные системы выносного типа.
- Материалом для создания цилиндра двигателя служит алюминий, имеются гильзы из чугуна.
Про Ветерок 8 отзывы владельцев в основном положительные, но возраст моторов часто позволяет получить не столь ожидаемое качество. Но найти неплохой вариант в хорошем состоянии сегодня вполне реально.
Держатель срабатывает автоматически при поднятии вверх подводной части мотора
Этот штифт служит предохранителем при ударе винта о подводное препятствие и, являясь самым слабым звеном в передаче от мотора к винту, срезается первым, предохраняя от поломки другие детали. В ступице винта имеется резиновый шлицевой демпфер 39, благодаря чему соединение вала с винтом является упругим, а демпфер может быть легко выпрессован и заменен. Рис. 11.Направление силы тяги гребного винта при различном положении мотора на транце. При столкновении с подводным препятствием мотор откидывается, что предохраняет его от поломки.
4. Не поступает вода в систему охлаждения двигателя. Причиной может явиться:— повреждение или износ крыльчатки помпы;— износ или отсутствие (после переборки) шпонки крыльчатки;— негерметичное уплотнение трубок подвода воды к помпе или картеру.
Проникновение в редуктор лодочного мотора воды является, практически, единственной причиной его неполадок и усиленного износа. Моторесурс лодочного мотора «Ветерок-8М» увеличился с 500 до 550 часов за счет усовершенствования ряда узлов и повышения качества изготовления деталей.
AGadeev › Блог › Разбор ноги Ветерок 8
Сразу выражаю благодарность Игорю cosmofen за помощь советами по разборке сиего агрегата!Как я ранее писал — потекло масло с редуктора. В общем делать нечего — надо разбирать. Посмотрел заранее видео, как вынимают стакан редуктора саморезами в пазы, снимаю винт… а пазов-то нету!
Ну я за советом. Гвоздь в вал и выстучать — не проканало. Стакан сидит плотно, но таки я его вынул, правда, ну очень извращённым способом, зацепив за вал рожковый советский велосипедный ключ, примотав его к валу изолентой, вставил между ними небольшие тиски начал их выкручивать, уперев в ключ. Постепенно стакан поддался, а далее я его выстучал по тому же ключу. Гвоздь, видно, пружинил — им так и не получилось. В итоге что мы видим — пружина выпала, сальник завернуло, вал заржавел.
Правда, прежний владелец, видимо, действительно делал мотор, так как шестерня ведомого вала поменяна и совершенно без выработки. Подшипник так же без люфтов, видно, что не работал, но вот залитая жижа вызвала опасения, так как резина сальника стала мягкой и липкой, похоже что это не совсем масло, или совсем не масло! Пообщался с Игорем — он порекомендовал, раз уж такое дело с редуктором — не поленись, залезь и глянь что с помпой.
Какое-то время размышлял, стоит ли туда лезть, тем временем заизолировал полностью всё проводку у Ветерка.
И всё-таки решил, что хуже от этого не будет, раз уж с румпелем и с сальником такое дела, а так же эта серебрянка… в общем вперёд и только вперёд!
Снимаем голову, прокладка на герметике, совсем никакая, всё ржавое. Всё нужно будет очистить и обработать
Забегая немного вперёд для сравнения слева новое, отполированное 2000 наждачкой зеркало, справа старое так же отполированное. Все пятна и контуры — это углубления в металле.
Ну и последней каплей стал следующий нонсенс — внутри ошмётки краски, похоже, той же серебрянки, но могу и ошибаться. как она туда попала? Зачем красить изнутри? Всё это может попасть в подшипники и хана им. Надо всё это убирать.
С этого момента я решил, что мотор будет отреставрирован целиком и полностью. Главное, чтобы сам движок не подвёл. И тут Остапа понесло… в процессе разборки сильно удивлялся — солидолом было смазано буквально всё — болтики, гайки, шайбы, пластик, в общем всё, куда вообще смазку можно нанести.
Источник
Характеристики моторов «Ветерок-8»
Ветерок: | 8 | 8У | 8Э | 8М | 8Р | 8РУ |
Страна производитель | СССР | Россия | ||||
Завод | Ульяновский моторный завод | |||||
Годы выпуска | 64-78 | 69-? | 78-87 | 87-08 | 95-08 | 95-08 |
Мощность на коленвалу, л.с. | 8 | 8 | 8 | 8,25 | 8,25 | 8,25 |
Мощность на гребном валу, л.с. | 7,4 | 7,4 | 7,4 | 7,6 | 7,6 | 7,6 |
Тип двигателя | Двухтактный карбюраторный бензиновый | |||||
Число цилиндров | 2 | |||||
Обороты при максимальной мощности, об/мин | 5000 | 5000 | 4800 | 5000 | 5000 | 5000 |
Рабочий объем цилиндров, см3 | 173 | |||||
Диаметр цилиндра, мм | 50 | |||||
Ход поршня, мм | 44 | |||||
Эффективная степень сжатия | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Направление вращения маховика при виде сверху | По часовой стрелке | |||||
Система зажигания | МЛ-10 | МЛ-10 | МБЭ-1 | МБЭ-3 | МБЭ-3 | МБЭ-3 |
Напряжение, В | — | — | 12 | 12 | 12 | 12 |
Мощность, Вт | — | — | 30 | 30 | 30 | 30 |
Передаточное отношение редуктора | 13:20 | 12:27*13:21 | 13:21 | 13:21 | 13:25 | 13:25 |
Гребные винты, DxH, мм | 210×190 | 230x190250x225 | 202×190 | 210x160202x190 | 216x170216x210 | 216x170216x210 |
Емкость бака, л | 20 | 20 | 20 | 14 | 14 | 14 |
Высота транца, мм | 380 | 510 | 380 | 380 | 380 | 510 |
Вес, кг | 26 | 26 | 25 | 24,5 | 24,5 | 26 |
Примечание: * Усиленный редуктор для тяжёлых лодок и яхт.