Михаил лунин — michael lunin

Тайные общества

Отчасти Лунин был ответственен за создание первого общества декабристов — «Союза истинных и верных сынов Отечества». Хотя он уехал во Францию ​​осенью 1825 года, он все еще был связан с этим обществом и другими, такими как Союз спасения (позже Союз благоденствия), что вызвало у него подозрения после неудавшегося восстания декабристов той зимой. Заявленные цели группы по превращению России в конституционную монархию, отмене крепостного права и уменьшению влияния иностранцев в правительстве, вероятно, были бы сами по себе, чтобы встревожить правительство, но некоторые члены пошли еще дальше. Например, Ф.П. Шаховской из Союза спасения считал, что группа должна убить царя, в поддержке которого обвинялся Лунин. Лунин утверждал, что до возвращения в Москву ничего не знал об этих идеях, но его обвинили в том, что он вернулся специально для участия в заговоре. Однако отчет о ключевой встрече, кажется, подтверждает его невиновность: во время обсуждения статьи о монархическом и республиканском правительствах он выступал за ограниченную монархию при конституционном царе, а не за российскую республику.

Тем не менее, хотя иногда он отрицал, Лунин поддерживал связи с правопреемством тайных политических групп в течение многих лет, особенно после того, как он вернулся в армии и был отправлен в Польше после ее поглощения в составе Российской империи. Хотя его активное участие было ограниченным, Лунин действовал как своего рода связующее звено между Польским тайным патриотическим обществом, которое стремилось к польской автономии, и Южным обществом, антицарской российской группировкой, которая, возможно, была слишком радикальной на вкус Лунина.

Лунин, похоже, устал от неспособности общества согласовать планы и принять меры. Возможно, он также пришел к убеждению в необходимости массового движения для осуществления реальных изменений. Даже равнодушного участия Лунина в различных обществах в конечном итоге было достаточно, чтобы приговорить его к ссылке в Сибирь после восстания декабристов.

↑ Участие в войнах

В период наполеоновских войн Лунин участвовал в сражениях с французскими войсками в составе русско-австрийской армии, в частности, в знаменитом Аустерлицком сражении (1805), где армия Наполеона разбила русско-австрийские войска под командованием Кутузова. Затем последовал Прусский поход (1807) и Отечественная война 1812 г. на территории России, которая положила конец наполеоновскому нашествию.

В Бородинском сражении Михаил Лунин за отвагу и героизм получил золотую шпагу с гравировкой «За храбрость». После участия в нескольких заграничных походах (1813 – 1814) Лунин ушел в отставку.

Тайные общества

Как известно, героизм русского народа в освободительной войне против Наполеона пробудил национальное самосознание, а в дворянской среде офицеров после этой войны зародилась идеология декабристов. Этому предшествовали различные тайные организации, в которых формировалась эта идеология. В 1816 г. М. Лунин стал одним из учредителей и активных участников первой тайной организации «Союз спасения». Будущие декабристы ставили целью свержение крепостного права и в результате военного переворота — установление конституционной монархии.

Лунин, как и все декабристы, мечтал о справедливом устройстве для любимой России. Он уехал в Париж (1816), где общался с известным мыслителем, социалистом-утопистом Сен-Симоном, чьи идеи оказались близкими Лунину. Смерть отца вынудила Лунина вернуться в Россию (1817). Там на базе распавшегося «Союза спасения» в Москве возникла новая политическая тайная организация — «Союз благоденствия», где Лунин снова стал учредителем и активистом. Будучи сторонником республики, он первым выступил с планом цареубийства.

После распада «Союза благоденствия» Лунин стал одним из инициаторов и руководителей новой тайной политической организации — «Северное общество», которое вместе с «Южным обществом» готовило восстание.

Арест и суд

В декабре 1825 года офицеры русской армии привели около 3000 солдат на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге в знак протеста против вступления на престол царя Николая I после того, как его старший брат Константин удалился из линии престолонаследия. Николай быстро подавил мятежников и приступил к укреплению своего правления.

Лунин лично не участвовал в восстании и не был немедленно арестован, даже после того, как стало известно, что он был связан с Союзом спасения, Союзом благоденствия, а также Северным и Южным обществами. Он был адъютантом Константина , ставшего великим князем после того, как отказался от престола. Герцог был полон решимости защищать своего протеже и написал царю несколько писем, но Николай продолжил расследование, оказывая давление на уже арестованных, чтобы те дали решительные показания против Лунина. Свое желание Николай исполнил после того, как Павел Пестель , давний знакомый Лунина по многим обществам, признался после долгого допроса (возможно, равносильного пыткам), что Лунин предложил заговор с целью убийства царя Александра в 1816 году. Лунин был арестован 9 апреля 1826 года.

Несмотря на эти показания, дело против Лунина по-прежнему было не очень сильным. Не было никаких доказательств того, что он присоединился к армии в Польше, имея в виду какой-либо скрытый мотив, а его связи с тайными обществами были либо слабыми, либо полностью разорванными, как с Северным обществом. Суд потребовал доказательства того, что Лунин сам предлагал убить царя Александра или, по крайней мере, присутствовал на собраниях, где это предлагалось. Наконец, еще одно признание в этом было получено после жестокого допроса Никиты Муравьева, еще одного заключенного соратника Лунина. Ободренный этим, суд вызвал Лунина на прямой допрос в надежде, что он признается, но он постоянно отрицал, что когда-либо предлагал или планировал смерть Александра. Лунин также утверждал, что русские заговоры против жизни царя были частыми в истории страны и часто оправдывались заменой некомпетентного правителя более способным.

Независимо от того, одобрял ли Лунин на самом деле убийство, он, похоже, поддерживал великого князя Константина вместо Николая, привлеченный провозглашенными либеральными и реформистскими взглядами Константина. В конце концов, суд признал его невиновным в пропаганде цареубийства, но из-за его связей с различными обществами и его предполагаемой связи с цареубийственным заговором Пестеля он был признан виновным в сочувствии или предложении восстания, а также в распространении пропаганды и подстрекательства к мятежу. Первоначально он был приговорен к бессрочному изгнанию и потере конституционных прав, но это было заменено двадцатью годами каторжных работ с последующим изгнанием. По словам очевидцев, Лунин был на удивление оптимистичным, услышав приговор, возможно, подкрепленный его религиозными убеждениями.

Имущество Лунина было конфисковано, и был проведен аукцион его товаров для оплаты его непогашенных долгов. Его завещание по-прежнему завещало свое имение и крепостных двоюродному брату Николаю Александрову, но его сестра Уварова оспорила это. Первоначально Верховный суд Санкт-Петербурга вынес решение в пользу Николая, но Уварова затянула борьбу в общественном мнении. В декабре 1827 года министр юстиции постановил, что Лунин имеет право назвать своего бенефициара, но что его крепостные не могут быть освобождены по закону. Однако месяц спустя, когда Лунин направлялся в трудовой лагерь, Уварова выиграла повторное слушание, и министр отменил свое решение, предоставив ей поместье Лунина.

Обращение в католицизм

В 26 лет в Вильно Лунин познакомился с французским писателем, редактором и переводчиком Ипполитом Аугером , вступившим в русскую армию. Для Оже, внесенного в реестр гомосексуалистов парижской полиции, это была любовь с первого взгляда. Как он позже писал о Лунине: «мягкий взгляд, игривый рот, быстрое оживление, безупречная манера предлагать, в зависимости от случая, все, что вы искали». Лунин хотел дистанцироваться от своего отца, а в 1816 году он и оже решил направиться в Южную Америку , чтобы присоединиться к Боливар «s Liberadores . Они добрались только до Парижа, где жили на крошечной чердаке. Лунин занимался разными делами, в том числе брал уроки французского, английского, алгебры и фортепиано, а также писал роман о «Лжедмитрии» 17 века. претендент на российский престол, возможно, гомосексуалист. Оже познакомил его с социалистами Сен-Симона , театральными знакомыми и иезуитами .

В 1817 году Оже познакомил Лунина с отцом Фиделем де Гривелем, другим иезуитом вроде Вувилье, а также аббатом по имени Тириас. Имея много возможностей подробно поговорить с ними в их кругу общения, Лунин объявил себя католиком. Это обращение как его религии, так и его политики. Он считал, что православное христианство слишком уменьшилось из-за произвола человека в ущерб божественному, что протестантизм подчинил веру человеческому разуму и что об атеизме не могло быть и речи; поэтому он остановился на католицизме, отказавшись от своего родного православия. Эта вера в католическую церковь , иерархия которой претендовала на моральное основание над светской властью, вдохновила его на дальнейшее участие в тайных обществах, замышляющих свергнуть того, кого он считал незаконным и тираническим царем.

«Во глубине сибирских руд»

Продолжение борьбы декабристами Луниным и Сухиновым на каторге

«Холодной молнией» называли другого декабриста — Михаила Сергеевича Лунина. В самых тяжелых условиях каторги, ссылки и тюремного заключения он не прекратил политической борьбы. Другие сохраняли убеждения, Лунин пропагандировал их. Он написал ряд политических сочинений, и в том числе «Письма из Сибири» — блестящее публицистическое произведение. В списках «Письма» широко расходились по Сибири и благодаря сестре Лунина, Екатерине Сергеевне Уваровой, были известны и в Европейской России. Сам автор расценивал их как «возобновление действий наступательных».

Распространяя свои произведения, Лунин хотел «пробить всеобщую апатию», царившую не только в местах заключения, но и на свободе. В конце 30-х годов, когда русская общественная мысль была задавлена гнетом николаевского самовластия, голос Лунина был одним из немногих, звавших к протесту.

С 1840 года Лунин находился на поселении в селе Урик. Оттуда и рассылал он свои сочинения, прекрасно зная, как это опасно для него. В ожидании ареста он разделил между товарищами все свое имущество. Ждать ему долго не пришлось. В феврале 1841 года Николай I «высочайше» повелел сделать внезапный и самый строгий осмотр в квартире Лунина, отобрать у него все без исключения письма и бумаги, запечатать и доставить во дворец, самого же Лунина немедленно отправить в Нерчинск и строго позаботиться о том, чтобы он не мог ни с кем иметь сношений ни личных, ни письменных.

«Я не жалею ни об одной из потерь..,- писал М. С. Лунин,- я одинаково готов к медленной смерти в тюрьме и моментальной на эшафоте». Однако на эшафот его отправить не решились. Зато режим строгого заключения с каждым годом становился все жестче. Здоровье Лунина, и без того подорванное невыносимыми условиями каторги, окончательно расшаталось. Лунин умер в Акатуйском тюремном замке. Он не был сломлен. Он боролся и обличал крепостничество и произвол царизма до последнего своего дня.

Декабрист Иван Иванович Сухинов за активное участие в восстании Черниговского полка был осужден на вечную каторгу. Сосланный в Зерентуйский рудник, он в первый же год пребывания там организовал заговор с целью освобождения всех декабристов, находящихся в Чите и Благодатске, а затем побега вниз по Амуру. Из-за предательства одного из участников готовившийся заговор был раскрыт. Приговоренный к смертной казни Сухинов опередил палачей и сам повесился в тюремной камере.

Масоны

Еще одним важным влиянием на раннюю жизнь Лунина были масоны . В период его юности они достигли пика влияния в Санкт-Петербурге, вплоть до того, что члены королевской семьи присоединились к ложам. В отличие от самодержавного духа, который в остальном пронизывал Россию, эти ложи позволяли свободное выражение и часто следовали просветительским идеалам человеческого разума, ведущим к постоянному прогрессу.

В 1817 году Лунин присоединился к Loge des Trois Vertus ( Ложа трех добродетелей), которая следовала французскому или английскому стилю, связанному с практическими экономическими и политическими проблемами, в отличие от немецкого стиля, более склонного к мистицизму. Фактически, эта ложа была наиболее политически ориентированной в России, понимая, что масонское вероисповедание сосредоточено на равенстве человечества и долге масонов поддерживать его, что делает конфликт с российским правительством неизбежным. Лунин от природы симпатизировал этим идеалам, но вскоре понял, что у них мало шансов выйти за рамки разговоров.

Вдобавок он начал разрываться между масонством и католицизмом. Обе организации не доверяли друг другу, а масоны даже обвиняли Церковь в коррупции. В конце концов, его католическая лояльность восторжествовала, и он вообще оставил масонов, но вскоре он нашел другие, более секретные общества, которые разделяли его стремление к действию.

Военная карьера

Лунин впервые вступил в армию в сентябре 1803 года, чтобы защитить Россию от вторжения Наполеона. Превосходный фехтовальщик и наездник, он быстро продвигался по служебной лестнице, став корнетом зимой 1805–06. Лунин становился все более эксцентричным и дерзким, но при этом неоднократно демонстрировал свои способности, отвагу и отвагу. В одном случае, когда его полк был в резерве в тылу, он решил уехать сам и вступить в бой. К 1815 году его репутация была такова, что императорская семья знала его лично и высоко отзывалась о нем, ожидая, что он поднимется еще выше в своих рядах. Однако, под давлением личных долгов и желая увидеть больше действий, он хотел перейти в полк за пределами столицы, который был основным центром престижа и продвижения. После того, как Лунин вызвал на дуэль влиятельного человека, последствия вынудили Лунина вообще уйти из армии.

Недвижимость в России

Узнав, что его отец умер, Лунин вернулся в Россию в апреле 1817 года, чтобы заняться своим имением, оставив Оже в Париже. Лунин быстро обнаружил, что его наследство обременено значительным долгом, и приступил к его выплате. За это время он составил сомнительное с юридической точки зрения завещание, которое освободило бы его крепостных после его смерти и предоставило им часть земли. Первоначально он планировал передать поместье своей сестре, но опасался, что над ней будет доминировать ее консервативный муж А.Ф. Уваров, который, вероятно, будет держать крепостных в неволе. Таким образом, чтобы сделать свои планы более эффективными, он сменил бенефициара на своего младшего двоюродного брата Николая Александрови.

Также во втором варианте завещания Лунин отказался от предоставления земли освобожденным крепостным. Похоже, Лунин пришел к выводу, что частные владельцы земли часто не использовали ее в полной мере для общей выгоды. Поскольку сельское хозяйство было основой социальной стабильности, было абсолютно необходимо, чтобы земля принадлежала в основном правительству, чтобы предотвратить эксплуатацию и классовое разделение между дворянами, богатыми крестьянами, бедными крестьянами и сельскохозяйственными рабочими. Такое отношение представляло определенную угрозу российскому государству и его помещичьей аристократии и предвосхищало его более поздние планы по коренному преобразованию российского правительства.

Михаил Сергеевич Лунин

Портрет М.С. Лунина прислал
Владимир Леонидович Чернышев, доцент НТУ
«ХПИ», г. Харьков.

Лунин Михаил Сергеевич (1787, Петербург — 1845,
Акатуйский рудник, Нерчинский горный округ
Иркутской губ.) — декабрист. Происходил из дворян.
Получил домашнее образование. Поступил на
военную службу в 1803 в лейб-гвардии Егерский полк,
в 1805 перешел в кавалергарды и сражался при
Аустерлице против Наполеона. В 1812
участвовал во всех главных сражениях
Отечественной войны, получив три ордена и
золотую Шпагу «За храбрость». Во время
заграничного похода русской армии в 1813-1814 Лунин
дошел до Парижа. В 1815 вышел в отставку и был
членом первого общества декабристов — «Союза
спасения», где, обсуждая будущее общественное
устройство России, выдвинул первым среди
декабристов проект цареубийства. В 1816-1817 жил в
Париже, где познакомился с Анри де
Сем-Симоном
. В 1817, после смерти отца, Лунин
вернулся в Россию и получил богатое наследство. В
1818-1821 участвовал в декабристском «Союзе
благоденствия» как член-учредитель и член
Коренной думы. Он приобрел литографический
станок для нужд тайного общества и был одним из
основателей Сев. общества. Лунин был решителен и
бесстрашен, пользовался большим влиянием и
требовал активных действий. «Непостоянный и
безуспешный ход занятий общества» привел
Лунина к мысли отойти от революционных дел. В 1822
Лунин вернулся на службу. В 1824-1825 Лунин служил в
Варшаве командиром эскадрона Гродненского
гусарского полка и одновременно адъютантом
наместника Польши
великого князя
Константина Павловича. Несмотря на
покровительство великого князя, Лунин в 1826 был
арестован и привезен в Петербург. Во время
следствия и суда держался независимо с чувством
собственного достоинства, был осужден по второму
разряду на 15 лет каторжных работ. В 1826-1827 Лунин
сидел в сырой камере Свеаборгской крепости. В 1828
был отправлен на каторжные работы в Петровский
Завод. После каторги, сокращенной до 10 лет,
отправлен на поселение в с. Урик, ок. Иркутска. С
1836 Лунин стал писать сестре Е.С. Уваровой письма,
предназначенные для распространения и носящие
характер блестящих публицистических статей на
актуальные политические темы (см. Лунин М.С.

Письма из Сибири. М., 1987), за что был лишен права
переписки на год. Через год в 1839 письма
возобновились. В 1841 по приказу Николая
I
Лунин был арестован и отправлен в Акатуевскую
тюрьму — местность с убийственным климатом, где
содержались уголовники-рецидивисты. Здесь Лунин
скоропостижно скончался при загадочных
обстоятельствах.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П.
Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997 г.

Литература

  1. Гессен С. Я., Коган М. С.
    Декабрист Лунин и его время. — Л., 1969.
  2. Эйдельман Н. Я.
    Лунин. -М., 1970.
  3. Ермолинский Л. Л.
    Голубая звезда: Повесть. — Иркутск, 1981.
  4. Декабристы и Сибирь: Библиогр. указ. — Иркутск, 1985.

Декабрист, член Союза спасения (1816), один из членов-учредителей Союза благоденствия, один из основателей Северного общества.

Михаил Сергеевич Лунин родился 18 (29) декабря 1787 года в в семье статского советника и богатого тамбовского помещика Сергея Михайловича Лунина (ум. 1817). Его детские годы прошли в имении Сергиевское, Инжавино тож, Тамбовской губернии.

М. С. Лунин получил хорошее домашнее образование. В сентябре 1803 года он поступил на военную службу юнкером в Лейб-гвардии Егерский полк. В 1805 году был произведен в портупей-юнкеры, в том же году был переведен эстандарт-юнкером в Лейб-гвардии Кавалергардский полк. В октябре 1805 года был произведен в корнеты.

М. С. Лунин принимал участие в Русско-французской войне 1805-1807 годов, был в сражениях при Аустерлице, Гельзборге (награжден орденом Святой Анны 4-й степени) и Фридланде. В декабре 1807 года он был произведен в поручики, в сентябре 1810 года — в штабс-ротмистры.

М. С. Лунин принимал участие в Отечественной войне 1812 года, был в сражениях под , (награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость»), и . В январе 1813 года был произведен в ротмистры. В 1813-1814 годах он участвовал в заграничных походах русской армии, был в сражениях при Люцене, Бауцене, Дрездене, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуаз, Париже. В октябре 1814 года вернулся с полком в .

В октябре 1815 года М. С. Лунин вышел в отставку. В 1816-1817 годах он жил в Париже, где познакомился с А. де Сен-Симоном. В период пребывания во Франции принял католичество. В 1817 году, после смерти отца, М. С. Лунин вернулся в и получил богатое наследство. В январе 1822 года он вновь поступил на службу ротмистром в Польский уланский полк, квартировавший в местечке Ружены близ города Слуцка (ныне на Украине).

В марте 1824 года М. С.Лунин был переведен в Варшаву в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк с назначением адъютантом главнокомандующего войсками Варшавского военного округа великого князя Константина Павловича. С мая 1824 года командовал 4-м эскадроном полка.

С 1816 года М. С. Лунин являлся членом Союза спасения, был одним из членов-учредителей Союза благоденствия (1818), одним из основателей Северного общества декабристов. В 1822 году отошел от дел тайного общества, однако не переставал быть приверженцем политических перемен в , в частности, отмены крепостного права.

После восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года М. С. Лунин находился под надзором в Варшаве. Несмотря на покровительство великого князя, в марте 1826 года он был привлечен к следственному делу декабристов (давал показания в ответ на вопросные пункты Следственного комитета), в апреле был арестован в Варшаве и доставлен в , находился в заключении в Петропавловской крепости.

М. С. Лунин был осужден по 2-му разряду и приговорен к каторжным работам на 20 лет, в августе 1826 года этот срок был сокращен до 15 лет. С октября 1826 года он находился в заключении в крепости Свеаборг (ныне в Финляндии), с октября 1827 года — в Выборгской крепости. В апреле 1828 года был отправлен в Сибирь.

В 1828-1830 годах М. С. Лунин содержался в Читинском остроге, с сентября 1830 года — в Петровском заводе. В 1832 году срок его каторги был сокращен до 10 лет. В декабре 1835 года М. С. Лунин вышел на поселение в село Урик Ируктского округа. С 1836 года он стал писать сестре Е. С. Уваровой письма, предназначавшиеся для распространения и носившие характер блестящих публицистических статей на актуальные политические темы, за что был лишен права переписки на год. В 1839 году письма возобновились.

В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего генерал-губернатору Восточной Сибири В. Я. Руперту сочинение М. С. Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год», в марте 1841 года он был арестован и в апреле отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах. М. С. Лунин скоропостижно скончался в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector