Порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия
Содержание:
- Ст.23 и 24 Закона о полиции: общие сведения
- РЕЗОЛЮЦИЯ О СИСТЕМАХ МАЛОКАЛИБЕРНОГО ОРУЖИЯ
- ПРОТОКОЛ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЖИГАТЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ (ПРОТОКОЛ III)
- Статья 23. Применение огнестрельного оружия
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ МИН, МИН-ЛОВУШЕК И ДРУГИХ УСТРОЙСТВ (ПРОТОКОЛ II)
Ст.23 и 24 Закона о полиции: общие сведения
ФЗ о полиции имеет определенное деление на главы. Среди них и такая глава, как применение сотрудниками полиции физического принуждения и специальных средств.
К специальным относится и такое средство, как оружие. Ст.23 федерального закона дает право использования полицией в исключительных случаях совершать выстрелы из огнестрельного вида оружия. Именно в этой статье подробно рассматриваются основания для применения такого рода оружия, запреты на его использование и иные существенные условия использования полицейскими в отношении населения различного рода специальных средств.
Статья 24 раскрывает такой важный аспект, как гарантии безопасности для такого сотрудника, который является вооруженным. Там указано, что право на обнажение огнестрельных аппаратов сотрудник имеет только в установленных законом случаях. Так же там разъясняется право на выстрел при нарушении преступником указанного полицейским расстояния, при его касании к оружию и в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Шпаргалка
Для того чтобы более детально разобраться в таком важнейшем праве, данным законодателем сотруднику полиции, необходимо изучить шпаргалку в таблицах, в которых детально будут рассмотрены основания и запреты на применение оружейных средств и боеприпасов.
Статья 23 закона о полиции: шпаргалка в таблицах.
Обязательно нужно помнить и о запрете на производство данных действий. Основания для этого следующие:
- Женский пол преступника и признаки у него инвалидности.
- Несовершеннолетний возраст преступника.
Данные правила не распространяются на ситуации, когда вышеуказанные лица оказывают вооруженное сопротивление и иным образом угрожают как жизни сотрудника полиции, так и жизни и здоровью населению.
РЕЗОЛЮЦИЯ О СИСТЕМАХ МАЛОКАЛИБЕРНОГО ОРУЖИЯ
Принята Конференцией на ее 7-м пленарном заседании 23 сентября 1979 года
Конференция Организации Объединенных Наций по запрещению или ограничению применения конкретных видов обычного оружия,
напоминая о резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 32/152 от 19 декабря 1977 года,
осознавая постоянное совершенствование систем малокалиберного оружия (то есть вооружений и снарядов),
стремясь предотвратить усиление излишнего поражающего действия систем такого оружия,
напоминая о соглашении, содержащемся в Гаагской декларации от 29 июля 1899 года, о воздержании в международном вооруженном конфликте от применения пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека,
будучи убежденной в целесообразности точно установить убойную силу существующих и новых поколений систем малокалиберного оружия, включая различные параметры, которые воздействуют на передачу энергии и механизм поражения таких систем,
1. c удовлетворением принимает к сведению активные исследования, проводимые как в национальном, так и международном плане в области огнестрельных ранений, в особенности применительно к системам малокалиберного оружия, как это отмечалось в документах Конференции;
2. считает, что эти исследования и международное обсуждение этого вопроса привели к большей ясности в отношении убойной силы систем малокалиберного оружия и связанных с этим параметров;
3. считает, что такие исследования, включая испытания систем малокалиберного оружия, следует продолжать с целью разработки стандартизованной методологии оценки, относящейся к баллистическим параметрам и поражающему действию таких систем;
4. предлагает правительствам совместно и индивидуально проводить дальнейшие исследования убойной силы систем малокалиберного оружия и сообщать по возможности о своих результатах и выводах;
5. приветствует заявление о том, что международный симпозиум по изучению огнестрельных ранений состоится в Готенбурге, Швеция, в конце 1980 года или в 1981 году, и надеется, что результаты этого симпозиума будут представлены Комиссии по разоружению Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным форумам;
6
призывает все правительства проявлять чрезвычайную осторожность при разработке систем малокалиберного оружия, с тем чтобы избежать излишнего усиления поражающего действия таких систем
* Текст в том виде, как он изложен в Заключительном акте Конференции; его не следует рассматривать в качестве официального юридического текста.
ПРОТОКОЛ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЖИГАТЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ (ПРОТОКОЛ III)
Статья 1 Определения
Для целей настоящего Протокола:
1. «Зажигательное оружие» означает любое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени, тепла или того и другого вместе, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели.
а) Зажигательное оружие может иметь вид, например, огнеметов, фугасов, снарядов, ракет, гранат, мин, бомб и других емкостей с зажигательными веществами.
b) Зажигательное оружие не включает:
i) боеприпасы, которые могут оказывать случайное зажигательное или ожоговое действие, такие как осветительные средства, трассирующие снаряды, дымовые или сигнальные системы;
ii) боеприпасы, предназначенные для комбинированного воздействия проникновением, взрывом или осколками с добавочным зажигательным эффектом, такие как бронебойные снаряды, осколочные снаряды, фугасные бомбы и подобные боеприпасы комбинированного действия, зажигательный эффект которых специально не предназначен вызывать ожоги у людей, но которые используются против военных объектов, таких как бронированные машины, самолеты и установки или сооружения.
2. «Сосредоточение гражданского населения» означает любое сосредоточение гражданского населения, будь то постоянное или временное, такое как в жилых частях городов, или в заселенных поселках или деревнях, либо в лагерях или колоннах беженцев или эвакуируемых, или в группах кочевого населения.
3. «Военный объект» означает в той мере, в какой это касается объектов, любой объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.
4. «Гражданскими объектами» являются все объекты, не являющиеся военными объектами, как они определены в пункте 3.
5
«Возможные меры предосторожности» означают такие меры предосторожности, какие являются практически применимыми или практически возможными с учетом всех существующих в данный момент обстоятельств, включая гуманные и военные соображения
Статья 2 Защита гражданского населения и гражданских объектов
1. Запрещается при любых обстоятельствах подвергать гражданское население как таковое, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.
2. Запрещается при любых обстоятельствах подвергать любой военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением доставляемого по воздуху зажигательного оружия.
3
Запрещается также подвергать любой военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением зажигательного оружия, за исключением доставляемого по воздуху, кроме тех случаев, когда такой военный объект четко отделен от сосредоточения гражданского населения и принимаются все возможные меры предосторожности для ограничения зажигательного воздействия на военный объект и избежания, и в любом случае сведения к минимуму, случайных жертв среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и повреждения гражданских объектов
4. Запрещается превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами являются военными объектами.
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ О ЗАПРЕЩЕНИИ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ МИН, МИН-ЛОВУШЕК И ДРУГИХ УСТРОЙСТВ (ПРОТОКОЛ II)
Руководящие принципы регистрации
В случаях, когда согласно Протоколу возникает обязательство в отношении регистрации расположения минных полей, мин и мин-ловушек, во внимание принимаются следующие руководящие принципы. 1
В отношении предварительно запланированных минных полей и предварительно запланированного применения в широких масштабах мин-ловушек:
1. В отношении предварительно запланированных минных полей и предварительно запланированного применения в широких масштабах мин-ловушек:
а) карты, диаграммы и другие регистрационные документы составляются таким образом, чтобы в них была указана территория района минных полей или района установки мин-ловушек; и
b) расположение района минных полей или района установки мин-ловушек указывается по отношению к координатам какой-либо единой исходной точки, к которой привязываются предполагаемые размеры района установки мин или мин-ловушек.
2. В отношении других размещенных или установленных минных полей, мин и мин-ловушек:
Соответствующая информация, упомянутая в пункте 1, выше, регистрируется по возможности таким образом, чтобы можно было установить районы, в которых имеются минные поля, мины и мины-ловушки.