Куда уплыл «генерал ватутин»

18 декабря 1947 года

Через четыре дня после радиограмной переписки между капитаном судна «Выборг» и начальником порта Уховым, последний разрешил подход парохода. Но у причалов свободного места не было, поэтому «Выборг» встал на ближнем рейде, напротив порта на расстоянии около трехсот метров.

Это было ошибкой начальника порта 36-летнего Германа Ухова. Так близко подпускать пароход со средствами взрывания к причалам, забитыми судами, он не имел права. Тем более на одном из них была взрывчатка, а танкер был заполнен жидким топливом.

Пароход «Генерал Ватутин», над которым так же развевался красный флаг, прибыл в Нагаево в ночь с 17-го на 18-е декабря и остановился в пяти километрах от порта. Разрешение на подход к кромке льда против причалов на расстоянии 250 метров было так же дано начальником порта.

18 декабря в 20 часов 55 минут с «Генерала Ватутина» была принята радиограмма следующего содержания: «Прошу оформить приход портовыми властями, снять пассажиров, имею срочную необходимость сообщения берегом, оформить морской протест».

На эту радиограмму в тот же день в 23 часа 15 минут от начальника порта был передан следующий ответ: «Ватутин. Завтра 19.12.1947 года подходите кромке льда против причала № 3. Оформим приход, высадим пассажиров. Ухов».

Битвы на севере

Ватутин (2 справа) с другими офицерами Северо-Западного фронта, февраль 1942 г.

Северо-Западный фронт защищал Ленинград от подходов немецкой группы армий «Север » во главе с бронетанковым корпусом под командованием Эриха фон Манштейна . Ватутин принял командование советскими войсками под Новгородом и сплотил их для атаки, пытаясь окружить крупные немецкие войска. Он удивил Манштейна, заставил его обороняться и заставил всю немецкую группу армий «Север» перегруппировать свои войска, чтобы остановить советское наступление. Вермахт потерял драгоценный летний сезон , необходимый для эффективной атаки на Ленинграде, в то время как Красная Армия получила дополнительное время для укрепления укреплений города. Из-за этого немцам не удалось изо всех сил захватить Ленинград, что было одной из ключевых стратегических неудач Германии на ранней стадии войны. Ближайшие операционные результаты Ватутина были гораздо менее впечатляющими. Ватутин переоценивал возможности своих войск и ставил перед собой чрезмерно амбициозные цели, в то время как его координация сил и контроль над развитием битвы были плохими

Кроме того, он не принял во внимание сложную местность, которая пошла на пользу немецкой обороне и замедлила его атаку. Цифры потерь Ватутина были ошеломляющими, в одной армии почти достигали 60%

Неспособность подчиненных ему командиров усугубляла недостатки самого Ватутина. Одним из ярких исключений из этой схемы недостатков был талант Ивана Черняховского , малоизвестного молодого полковника, командующего 28-й танковой дивизией. У мужчин было много общего, прежде всего их склонность к неортодоксальным подходам к военному искусству; Вскоре они стали близкими друзьями.

В январе 1942 года, во время советского зимнего наступления после победы Красной Армии в битве под Москвой , войска Ватутина захватили два немецких корпуса в Демянске и осуществили первое крупное советское окружение немецких войск. Германская и советская армии были равны по численности. В ходе боя Ватутин применил новаторскую тактику и действия, в то время как немцы ответили более условно. Красная Армия не смогла разрушить немецкую оборону, в основном из-за слабости советской авиации. В апреле 1942 года Ватутин, наконец, прорвал немецкие рубежи, как раз в тот момент, когда прибыли немецкие силы помощи. Однако американские специалисты после Второй мировой войны оценили результат этой операции как ничейный. Немецкое командование извлекло самодовольные и вводящие в заблуждение уроки из их небольшого побега, сделав вывод, что они могут преодолеть советское окружение с помощью припасов с воздуха при проведении операции по оказанию помощи. Это мышление способствовало катастрофе Вермахта в Сталинграде , где советские военно-воздушные силы оказались гораздо более способными помешать усилиям Люфтваффе по пополнению запасов.

Гибель военачальника

  • 29 февраля 1944 года Ватутин и небольшое количество бойцов охраны, следовавшие на двух автомобилях в расположение 60-ой армии, попали в засаду, устроенную группой диверсантов Украинской повстанческой армии.
  • Во время завязавшегося боя Николай Фёдорович был ранен в область бедра. После завершения боестолкновения его доставили в киевский госпиталь.
  • Несмотря на все усилия врачей по спасению жизни Ватутина, в результате начавшийся у него газовой гангрены военачальник скончался от заражения крови.
  • Генерал армии был похоронен 17 апреля 1944 года в Киеве на территории парка Жертв Революции (сейчас Мариинский парк).

Похороны Н. Ватутина

Потомки советского полководца

Александр Ватутин, как и многие его предки, тоже мечтал стать военным. Но судьба распорядилась по‑другому. В середине 1950-х годов его мама вышла замуж за чеха — Бедржиха Мензу, который учился в московской академии инженерных войск, где она работала. После окончания обучения он с семьёй уехал в Чехословакию. Александр Ватутин жил вместе с родителями, и в Москве у бабушки. Два класса начальной школы он окончил в столице СССР, с третьего класса учился в Праге — в советской школе при посольстве. В 1968 году, когда Александр Ватутин окончил школу, в Чехословакии начались известные всем события. Он вернулся в Москву, чтобы поступить в военное училище, но ему под разными предлогами отказали. Александр Ватутин стал студентом исторического факультета МГУ. После окончания — его не взяли на работу ни на радио, ни на телевидение. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и до начала 1990-х годов преподавал в институте марксизма-ленинизма. И лишь в неспокойное, «лихое» для России время смог осуществить свою мечту — стать тележурналистом в редакции общественно-политических программ «Служу России», «Окно в Россию», был заведующим выпуском в редакции информационных программ, некоторое время — ведущим, когда часть сотрудников перешла на НТВ. С начала 2000-х годов Александр Ватутин работает на радио.

Жена работала корреспондентом в пресс-службе государственной Думы, сейчас — в Российском государственном архиве. Часто организовывает интересные выставки к знаменательным датам. Их сын занимается бизнесом. Внучка учится в школе, внук – ещё дошкольник. Они – коренные москвичи, привыкли к столичной жизни. Но Александр Ватутин уверен в том, что однажды они вместе с ним приедут на родину своих предков и так же, как он, в тихом, маленьком селе Чепухино-Ватутино прикоснутся к своим историческим корням.

Брат живёт за границей. Андрей Ватутин иногда приезжает со своими четырьмя детьми в Москву.

Командующий фронтами

С начала войны будущий генерал армии Ватутин Николай Федорович возглавлял Северо-Западный фронт, обстановка где оставляла желать лучшего. Фронт участвовал в проведении нескольких операций, среди которых преимущественно были оборонительные. В 1942-м Николай Федорович несколько месяцев служил в Генеральном штабе, куда его отозвал Иосиф Сталин.

Затем толкового военного назначили командовать Воронежским фронтом. Соединения этого формирования провели ряд наступательных боев, в результате которых немецко-фашистские захватчики уже не смогли заниматься переброской войск, которые были необходимы на Кавказе и под Сталинградом, на этом участке военных действий. Трудными оказались бои за Воронеж, но к концу лета 1942 года наши войска заняли Чижовский и Осетровский плацдармы.

Спустя два месяца Николая Федоровича Ватутина назначили командующим Юго-Западным фронтом, которому предстояло принять участие в известной операции «Уран», в ходе которой войскам двух фронтов удалось окружить более двадцати гитлеровских дивизий. В дальнейшем попытки Манштейна снять блокаду группировки Паулюса были пресечены, а немецко-фашистские захватчики под Сталинградом в январе 1943 года были разгромлены.

В марте 1943 года Николай Федорович Ватутин снова стал командующим Воронежским фронтом. Именно он занимался разработкой плана первого этапа Курской битвы. Осенью того же года Ватутин получил последнее назначение в его жизни – командующий 1-м Украинским фронтом (был переименован Воронежский фронт).

Этот этап краткой биографии Николая Федоровича Ватутина включает битвы за Днепр, Киевскую наступательную и оборонительную операции, несколько других наступлений Красной Армии. Последней для генерала суждено было стать Ровно-Луцкой операции.

Убежал от переименования

Последние три с половиной года судно не возило туристов. «Генерал» встал на прикол осенью 2013-го. Во-первых, закончился сезон, во-вторых, прошла революция, а в-третьих, сказался уже возраст. В «Червоной руте» говорят, что старичок уже фактически гнил. Но надежд на его реанимацию, видимо, не теряли.

На сайте американской компании Value World Tours, которая организует туры по всему миру, в том числе и речные, мы нашли рекламу нашего «Генерала» с пометкой «три звезды плюс». В ней указывается, что на судне в 2016 году провели частичную реконструкцию, что в ресторане готовят украинскую и европейскую кухню и можно провести достаточно скромный, но комфортный отдых, знакомясь с «нетронутой украинской природой».

Предложение, очевидно, оказалось невостребованным. Белый пароход покинул Киев и попрощался с Херсоном — портом своей приписки. Украинский флаг на судне сменили на флаг Белиза, под ним он и числится сейчас во всех морских реестрах. Покупателем лайнера якобы является зарегистрированная на Сейшельских островах фирма. 

Информация о «побеге» украинского лайнера породила немало шуток. Самая популярная: «Генерала Ватутина» решили переименовать в «Генерала Шухевича», и экипаж поднял бунт на борту.

Рассказ о дедушке

Среди меловых гор, бесконечных полей и живописных рощ уютно расположилось маленькое село Чепухино, а с 1958 года — Ватутино, в котором в средине прошлого века было около 900 жителей, а сейчас осталось — несколько десятков. Так и исчезало бы оно потихоньку, если бы не имя великого полководца, генерала Николая Ватутина, чьи детские годы прошли в этом тихом месте, далёком от шумных, с бесконечной суетой центров. Спокойно и размеренно живут здесь люди. Оживление вносят лишь автобусы с туристами, которые приезжают сюда, чтобы посетить музей, почтить память великого стратега Победы в Великой Отечественной войне. А у его внука Александра Ватутина, родившегося и живущего в Москве, в этих краях всегда возникает щемящее чувство от прикосновения к родине своих предков, поселившихся здесь в XVII веке казаках, которые получили здесь по указу царя несколько десятин земли, бывших частью раскинувшихся теперь в округе полей. И перед глазами возникает картинка из прошлого, когда обрабатывали эту землю на лошадках его далёкие предки, в хлеву мычали коровы и резвилась всякая другая живность, а поблизости размахивала огромными «крыльями» принадлежавшая семье ветряная мельница… По этим тропинкам ходил в церковно-приходскую школу, потом — в земское училище в Валуйках, коммерческое училище в Уразово его дед — Николай Ватутин, который был самым образованным в семье, где кроме него было ещё семеро детей. И когда его призвали в армию, он тоже был единственным грамотным человеком среди красноармейцев. Чтобы помочь товарищам хотя бы научиться читать, при любой возможности он занимался с ними, обучая алфавиту. А сам он, какую бы должность ни занимал, продолжал учиться — окончил Киевскую высшую объединённую школу, военную академию в Москве, академию Генерального штаба.

Простота в общении передалась Александру Ватутину — журналисту, кандидату исторических наук. Про своего знаменитого деда он может рассказывать часами — о том, что он знает из воспоминаний бабушки, мамы, из десятков посвящённых ему книг. Ему по душе и любимая песня Николая Ватутина «Распрягайте, хлопцы, коней…», и его любимая книга «Война и мир», которую он всегда возил с собой, по‑особому захватывает…

Интересен факт из биографии деда о том, как в 1935 году он вместе с группой солдат и офицеров совершил восхождение на гору Казбек и водрузил там знамя с портретом Иосифа Сталина. После чего тот захотел познакомиться с отважными военными, а в годы войны говорил: «Там, где Ватутин, там — Победа!». В советской армии генерала называли «шахматистом», а немцы — «гроссмейстером».

Детство: первая победа будущего генерала

Генерал армии Николай Федорович Ватутин (1901 – 1944гг.) был родом из крохотной деревеньки Чепухино, в 18 км от г. Валуйки. Сейчас это село Ватутино Валуйского района на юге Белгородской области. В те времена его родители – Фёдор Григорьевич и Вера Ефимовна – и представить не могли, что сыну суждена военная карьера. Большая крестьянская семья (9 человек детей) до изнеможения работала в поле, каждый работник был на счету. Николай с детских лет был приучен к сельскому труду, но его ожидали другие дороги.

Дом Ватутина в селе Ватутино (Чепухино)

Окончив приходскую школу в родном селе, Ватутин мечтал учиться дальше. Его поддержал учитель: «Такой светлой головы, как у Коли, сроду не было в Чепухино», — убеждал он родителей. Но семья не хотела терять работника и не давала согласия. Тогда парнишка объявил голодовку: без еды и питья он пролежал на сеновале три дня, пока родители не сдались. В 12 лет он одержал свою первую победу и пошел учиться сначала в Валуйки, а затем в Уразовское коммерческое училище, где получал стипендию как особоодаренный ученик.

Николай Ватутин в 1917 году

Команда вернется

Когда номер готовился в печать, «Генерал Ватутин» бросил якорь в Керченском проливе, ожидая таможенной проверки. В Ростове-на-Дону его отказывались принимать, но это также может быть очередной путаницей — заявка то ли не прошла, то ли ее не успели рассмотреть. Тем временем появилась информация, что новый хозяин изменил решение и собирается направить судно в другой порт.

Пока за штурвалом «Генерала Ватутина» остается его капитан Виктор Холоденко. На главном мостике лайнера 57-летний мореход находится с 1996 года. И, наверное, для него это самое тяжелое прощание.

— Новый владелец оставил на борту украинскую команду по найму — для перегона судна в новый порт приписки, — рассказали в «Червоной руте». — Когда закончится этот рейс, все наши граждане вернутся в Украину.

Сейчас из Киева в Черное море совершает круизы только один теплоход — «Принцесса Днепра».

КСТАТИ

Белиз считается наиболее благоприятной страной для регистрации всех видов судов, в том числе временной. Флаг Белиза имеет высокий рейтинг, оформление необходимых документов занимает мало времени. Главный плюс — это полное освобождение от налогов и сдачи отчетности. Поэтому многие суда с портом приписки в разных странах ходят под флагом Белиза. 

Справка «КП»

«Генерала Ватутина» построили в 1986 году на судоверфи в Германии. После введения в эксплуатацию судно поступило в государственное объединение «Укрречфлот». В 1993 году судно получило имя «Генерал Ватутин».

В 2002 году лайнер продали частной компании. До осени 2013 года он возил туристов по маршруту Киев — Одесса — Ялта.

Новости по теме:
Новости Одессы
ростовская область
Теплоходы

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Харьков и Курск

В январе 1943 года Юго-Западный фронт Ватутина вытеснил немцев с востока Украины . Его действия позволили Воронежскому фронту под командованием генерала Филиппа Голикова захватить Харьков , но он перенапрягал свои истощенные войска и не обращал должного внимания на меняющуюся стратегическую ситуацию. В феврале 1943 года Манштейн, используя силы, выведенные с Кавказа, сумел застать врасплох и разгромить Ватутина к югу от Харькова, что привело к окружению передовых войск Голикова в Харькове и отвоеванию города в Третьей битве под Харьковом . Ставка удалил Голикова из его командования, но не считал поражение Ватутина значительным. За дерзость Сталин присвоил Ватутину звание генерала армии .

28 марта 1943 года Ватутин принял командование Воронежским фронтом, готовясь к знаменательной Курской битве . В Курске он отказался от обычного эшелонирования армий; его новаторское развертывание позволило ему не только умело вести оборону против технически превосходящих немцев, но и быстро переключаться с защиты на наступление. После победы советских войск под Курском Белгород был отброшен.

Хроника. 27 дней до катастрофы

23 ноября 1947 года красавец — сухогруз «Генерал Ватутин» прибыл из Южно-Сахалинска в порт Ванино. Пароход был, что называется, налегке, без всякого груза. Порт приписки — Владивосток. Номер приписки — 999.

Капитан парохода «Генерал Ватутин» Куницкий С.В.. Фото: kolymastory.ru

Капитан парохода — сорокачетырехлетний Сергей Куницкий. Прошел всю войну. В 1942-м на пароходе «Беломорканал» со стратегическим грузом на борту прорвался в одиночку из Исландии в наши северные воды.

В Ванино сухогруз «Генерал Ватутин» пробыл 18 дней до 10 декабря 1947 года, всё это время он стоял под загрузкой.

Трюмы «Генерала Ватутина» заполнялись мукой и крупой разных сортов, солью, табаком, папиросами и махоркой, техникой и промтоварами. Всего пароход должен был принять на борт порядка 8500 тонн различного груза. Карго-план погрузки парохода «Генерал Ватутин».

Но самым опасным грузом стала взрывчатка — аммонит, динафталит и тол. По первоначальному плану планировалось погрузить в трюмы парохода 3420 тонн взрывчатых веществ. В первый трюм предполагалось погрузить — 1227 тонн, во второй — 2193 тонны. Всего на борт парохода «Генерал Ватутин» было погружено 3313 тонн взрывчатки.

Весь груз был застрахован в представительстве ГОССТРАХА на 46 миллионов четыреста девять тысяч рублей.

Капитан парохода «Выборг» Плотников П.М.. Фото: kolymastory.ru

В Ванино «Выборг» оказался на три дня раньше «Генерала Ватутина». Ему предстояло доставить в Нагаево пять тысяч сорок девять тонн самого разного груза — всего 219 наименований. Среди прочего — техника, приборы и запчасти, стройматериалы. Но Колымснаб особенно ждал кислоты и химикаты.

В трюмы поместили — почти двести тонн ртути, большое количество серной, азотной, соляной и фосфорной кислоты, карбид кальция, мышьяк, хлорную известь, эмалевые краски, химический калий и еще 14 тонн разных химикатов.

Кроме этого отдельное место занимали средства взрывания — капсюли-детонаторы, бикфордов шнур, электродетонаторы и детонирующий шнур. Всего 186 тонн, которые разместили в трюме №1 в носовой части парохода.

Загружали «Выборг» и «Генерал Ватутин» в две смены сразу по несколько бригад, которые состояли, в основном из заключенных. Как позже выяснит комиссия из Москвы, эти бригады специально никто не охранял

Хотя существовало положение о том, что загрузка особо важного груза (к коему относится и взрывчатка) должна проходить под усиленным контролем военизированной охраны

Техника, продовольствие и взрывчатка были нужны Дальстрою, как воздух. Навигация уже подходила к концу, ледовая обстановка ухудшалась. Поэтому контролировали погрузку «Генерала Ватутина», «Выборга» и других судов из Москвы. «Дальстройснаб» торопил, требовал детальной отчетности. Переписка между столицей, Ванино и Магаданом велась активно — 30 кодограмм за полмесяца.

1 декабря 1947 года загруженный пароход «Выборг» вышел из порта Ванино и взял курс на Магадан. На его борту было 34 человека.

Ранним утром 10 декабря и «Генерал Ватутин», напоминавший пороховую бочку, покинул Ванинский порт. На борту 43 члена экипажа и 14 пассажиров по официальным данным.

Начало военной карьеры

В 1920 г. Николай Ватутин был призван в ряды РККА, 19-летнему красноармейцу пришлось сражаться с махновцами и бандами Бельского на Украине. Здесь он почувствовал призвание к военному делу и поступил и окончил Полтавскую пехотную школу. Учиться приходилось, не выпуская из рук оружие. Удостоверение красных командиров курсанты получили в 1922 г. — из рук М. Фрунзе на поле знаменитой Полтавской битвы. Недолго пришлось Н.Ф. Ватутину служить полевым командиром. Его дальнейшее продвижение по службе связано с учебой в высших военных заведениях, так как Красная Армия остро нуждалась в образованных штабных офицерах.

Таблица: учеба и карьерный рост Н.Ф. Ватутина в 20-30 гг.

Годы Учеба Место службы Должность
1922 Полтава. Пехотная школа Харьков. 23-я дивизия, 67-йстрелковый полк Командир  отделения
1923 Командир взвода
1924 Киев.Высшая  объединенная военная школа
1925-1926 Командир роты
1926-1934 Москва. Академия им. М.В. Фрунзе
1929-1931 Чернигов. 7-я стр. дивизия. Помощник нач. штаба
1930-1931 Ростов-на-Дону. Северо-Кавказский округ Помощник нач. штаба
1931-1936 Владикавказ. 28-я Горская стр. дивизия Начальник штаба
1936 Новосибирск. Сибирский военный округ Нач. 1-го отд. штаба
1936-1937 Москва. Академия Генерального штаба Киев. Особый Военный Округ Зам. нач. штаба
1938-1940 Начальник штаба
1940 Москва. Генеральный штаб РККА Нач. Оперативного Отдела ГШ
1941 Зам. нач. ГШ

Комроты Николай Ватутин в 1926 году

В 30-е основную роль в стратегии стали играть соединения передовой военной техники. Фашистская теория блицкрига была основана на прорыве обороны противника мощными ударами танков и авиации, стремительном захвате стратегических объектов, психологическом подавлении противника. Авантюризм фашистской доктрины, не уделявшей особого внимания флангам и тылам, предстояло доказать советским военачальникам в ходе Отечественной войны. Интересен в этом отношении поединок Э. Манштейна с генералом Н.Ф. Ватутиным, который продолжался на протяжении 4-х лет войны.

https://youtube.com/watch?v=n6GQMr-icPw

Ситуация в порту на 19 декабря

Схема расположения судов у причала морского торгового порта в бухте Нагаева на 19 декабря 1947 года. Составлено по словам капитана «Советская Латвия» Шевченко. Фото: kolymastory.ru

В тот день у причалов Нагаевского порта находилось 7 судов:

  • Пароход «Немирович Данченко» стоял порожним и брал в бункер уголь.
  • Теплоход Минморфлота «Старый большевик» находился под разгрузкой
  • Пароход «Минск» находился под разгрузкой.
  • Теплоход «Ким» стоял порожним вплотную к правому борту «Старого большевика».
  • С танкера «Советская нефть» с 10 декабря разгружали жидкое топливо.
  • Теплоход Дальстроя «Советская Латвия» (капитан Шевченко А.Н.) стоял порожним вплотную к левому борту танкера «Советская нефть» и брал с него дизельное топливо.
  • Буксирный пароход «Тайга» находился между «Минском» и «Советской нефтью». На его борту была взрывчатка — полтонны аммонала.

Это было первое нарушение руководства Нагаевского порта — поставить пароход с взрывчаткой рядом с другими судами, в особой близости к танкеру.

Некоторые суда, стоящие у причалов, не имели своего хода. На «Минске» — аварийность рулевого устройства, на танкере «Совнефть» — неисправность главных двигателей, на пароходе «Тайга» главный двигатель был так же поврежден.

Пароход «Феликс Дзержинский» стоял с грузом на ближнем рейде в полукилометре от первого причала.

На территории порта находилась и нефтебаза, где стояло 10 резервуаров, заполненных бензином, маслом и мазутом по 1700 кубометров каждый.

Таким образом, в порту Нагаево сложилась чрезвычайно опасная обстановка. Согласно правилам технической эксплуатации морского флота, постановка судов с опасными грузами в непосредственной близости к другим судам запрещена категорически, однако это положение было грубо нарушено начальником порта Германом Уховым.

Не смотря на большое количество взрывчатых веществ в трюмах парохода «Генерал Ватутин», начальник порта Герман Ухов разрешил сухогрузу разгружаться в магаданском порту, что следует из показаний свидетелей. Хотя сам Ухов на допросах отрицал информацию о том, что ему было известно о таком опасном грузе.

В то трагическое утро 19 декабря 1947-го года в Магадане было привычно холодно. Ветер северо-восточный, 7 с половиной метров в секунду, температура — минус 21 градус. Такой мороз еще скажет в этом деле не последнее слово. Кромка неподвижного льда пролегала от Каменного Венца до первого пирса порта. Далее к морю — чистая вода с небольшим количеством битого льда. Толщина льда в припае была в среднем 61 сантиметр.

Официальная версия

Говоря кратко, Николай Федорович Ватутин получил ранение (которое впоследствии и стало причиной его смерти) при обстреле машины «украинско-немецкими националистами». Двадцать лет об обстоятельствах смерти генерала не принято было распространяться, а официальная версия ограничилась только несколькими фразами.

Когда военачальнику посмертно присвоили звание героя, появилась официальная версия произошедшего – статья Крайнюкова, который оказался под огнем вместе с Ватутиным в тот злополучный день. Автор героизировал атмосферу столкновения и не упомянул о потере машины с документами. Гибель генерала армии с тех пор официально вошла в список злодеяний УПА.

События, которые предшествовали ранению, подробно изложены в справке, подписанной зам. начальника Управления контрразведки СМЕРШ Беляновым.

В 16:30 29 февраля военный совет закончил работу в штабе генерала Пухова и выехал в штаб 60-й армии в Славуту. Разведгруппа предложила три маршрута и доложила о недавних столкновениях в этих районах с УПА, а также о многочисленности повстанцев (это было сообщение от местных жителей)

Но опытный боевой командир почему-то не предложил командующему дополнительных мер предосторожности в виде охраны и бронетехники сопровождения

На подъезде к окраине села Милятина несколько бойцов услышали стрельбу. Машины попали под обстрел националистов, которые взяли противника в клещи. Раненого Ватутина посадили в авто, но машина, отъехав, перевернулась, а «Виллис» застрял в грязи. В госпиталь раненого доставили на санях. Пострадавший потерял достаточно много крови, а медицинская помощь была оказана только через пять часов после происшествия.

Презентация на тему: » Николай Фёдорович Ватутин — генерал армии, Герой Советского Союза, «гроссмейстер» Великой Отечественной войны — родился 3 декабря 1901 в селе Чепухино.» — Транскрипт:

2

Николай Фёдорович Ватутин — генерал армии, Герой Советского Союза, «гроссмейстер» Великой Отечественной войны — родился 3 декабря 1901 в селе Чепухино (ныне Ватутино) близ города Валуйки в семье крестьянина-середняка. «Его имя… навсегда связано с нашими победами под Сталинградом и Курском, при форсировании Днепра и освобождении Киева, на Правобережной Украине…» А.М. Василевский

3

Н. Ф. Ватутин окончил сельскую школу и двухклассное земское училище в г. Валуйки с отличием, получил право на стипендию в коммерческом училище. Но когда с четвёртого класса деньги перестали выплачивать, Ватутину пришлось вернуться в село, где он работал в волостном правлении.

4

В 1920 начал службу рядовым в Красной Армии, участвовал в боях против Н. И. Махно в районах Луганска и Старобельска, затем был направлен в Полтавскую пехотную школу, которую окончил с отличием в 1922 и где вступил в РКП(б).

5

В межвоенный период занимал различные должности от ком. отделения (с декабря 1922) до 1-го зам. нач. Генштаба Красной Армии по оперативным и устройству тыла вопросам (с февраля 1941). С 30 июня 1941 Ватутин начальник штаба Северо-Западного фронта, принимал активное участие в обороне Новгорода, возглавив действовавшую здесь оперативную группу войск.

6

4 июля 1942 назначен командующим войсками Воронежского фронта. Во время Сталинградской битвы командовал войсками Юго- Западного фронта. Под командованием Ватутина войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с левым крылом Воронежского фронта в декабре 1942 провели операцию «Малый Сатурн» и нанесли поражение группировке противника на Среднем Дону.

7

В марте 1943 Ватутин вновь возглавил Воронежский фронт. Летом 1943 в период сражения на Курской дуге войска фронта отразили мощные удары немцев, а в ходе контрнаступления успешно решили задачу прорыва глубоко эшелонированной обороны.

8

Под руководством Ватутина войска Воронежского (с октября 1-го Украинского) фронта участвовали в битве за Днепр, освобождении Киева (6 ноября 1943), а также в последующих операциях по изгнанию врага с Правобережной Украины.

9

За свои способности продумывания военных операций до мельчайших деталей Ватутин получил у ряда немецких командиров, относившихся к его полководческому дару с большим уважением, прозвища «шахматист» и «гроссмейстер».

10

29 февраля 1944 года во время выезда в войска был смертельно ранен. Похоронен в Киеве. 6 мая 1965 года за умелое руководство войсками во время борьбы с немецко- фашистскими захватчиками Н.Ф. Ватутину присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

11

Н.Ф.Ватутин внёс значительный вклад в развитие теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника, действий подвижных групп фронта и армии, осуществления решительного маневра войсками, организации устойчивой и активной глубоко эшелонированной оперативной обороны.

12

НАГРАДЫ Орден Ленина Орден Красного знамени Орден Суворова I степени Орден Кутузова I степени Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» Медаль «За оборону Сталинграда»

13

1950 г. в доме, где родился Н. Ф. Ватутин был открыт Дом-музей. В 1985 г. был открыт мемориальный дом-музей Н.Ф.Ватутина в доме, который построили солдаты для матери и семьи (сестер) генерала. Экспозиция отражает детские и юношеские годы, военную деятельность Н.Ф.Ватутина, памятные места, связанные с именем Н.Ф.Ватутина.

14

В нашем городе Белгороде есть памятник Николаю Федоровичу Ватутину и одна из улиц названа его именем.

15

Источники muzey-generala-n-f-vatutina

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector