Ножи самсонова: почему они считались любимым оружием русских императоров

История появления ножей Самсонова

Издавна изготовлением качественных и красивых ножей в России славились златоустовские и тульские мастерские. Именно там искусство шло в ногу со временем, мастера перенимали опыт других стран, и особенно сильным было влияние Кавказа. На конец XIX века приходится расцвет работы Егора Самсонова. Он проживал на окраине Тулы, работал мастером по изготовлению ножей, которые пользовались огромным уважением в России и за ее пределами. Самсонов поставлял клинки даже для царской охоты, был участником разных выставок, в том числе мировых.

Внешний облик ножа Самсонова был придуман не самим оружейником, а егермейстером князя Николая Николаевича младшего М. Андриевским. Он подробно описал историю появления оружия, отметив, что нож был сделан на основе американского клинка «боуи» фабрики «Роджерс», но с некоторыми усовершенствованиями. Как и оригинал, стандартный нож Самсонова имел внушительные размеры – 25-26 см длиной, до 1 см толщиной, до 5 см шириной. Такие габариты были идеально рассчитаны для закалывания зверя и разделки туши.

Несмотря на то, что оригинальные кинжалы делал Самсонов, украшая их своим клеймом, аналоги успешно создавались и на Златоустовском казенном заводе, да и цена последних была ниже. Изделия присутствовали в каталогах большинства крупных оружейных магазинов Санкт-Петербурга и Москвы. Ножи стали невероятно популярны: ружья тех времен нередко давали осечку, и охотнику приходилось добивать зверя, а порой и защищаться при помощи холодного оружия. Кинжал Самсонова по праву считался лучшим среди охотников на медведя. При наличии навыков и сноровки им было вполне реально убить огромного зверя. Самой популярной серией слыла «Диана», цена клинков в то время составляла 10-15 рублей. Всего оружейник изготовил более 3300 ножей.

Глаз-алмаз

Мастерская Самсонова располагалась на окраине Тулы. Поговаривали, что свои уникальные клинки он отливает прямо в русской печи – якобы, поэтому и приобретает самсоновский нож такую удивительную сверхпрочность. Этот миф создавал вокруг мастера и его изделий особенную ауру, но на деле всё было намного прозаичнее.

Самсонов придерживался общей технологии, при которой сталь проходит несколько ступеней обработки, при этом крайне важно выдерживать на каждом этапе определенную температуру. Отклонение от нужных параметров даже в несколько градусов сыграет злую шутку – изделие сломается при первой же схватке с медведем или кабаном

Для определения нужной температуры Самсонов не имел специального оборудования – эти функции выполнял наметанный глаз мастера-самоучки. Считается, что степень нагрева он определял по цвету, который приобретал металл в процессе обработки. При этом мастер виртуозно чередовал температурные режимы на разных этапах, добиваясь от стали высочайшей твердости.

 Секрет мастера

К сожалению, Самсонов не оставил подробного описания изготовления своих уникальных ножей, и после его смерти секрет сверхпрочности его медвежьих клинков был утерян. Уже в советские годы на старейшем в России сталеплавильном комбинате «Серп и молот» пытались опытным путем раскрыть самсоновский секрет, но создать идентичный по качествам нож так и не удалось.

Не помог ни анализ металла, ни многочисленные опыты выплавить сверхпрочный клинок. Очевидцы утверждали, что во время многочисленных тестов самсоновский нож подвергали неимоверным нагрузкам. Его ставили и закрепляли вертикально, а сверху пускали пресс. При нагрузке в 8 тонн нож начинал заглубляться, при этом сохранял целостность – не деформировался, не гнулся, не ломался. И только когда нагрузка переваливала за 14 тонн острие обламывалось.

Глаз-алмаз

Мастерская Самсонова располагалась на окраине Тулы. Поговаривали, что свои уникальные клинки он отливает прямо в русской печи – якобы, поэтому и приобретают самсоновские ножи такую удивительную прочность. Этот миф создавал вокруг мастера и его изделий особенную ауру, но на деле всё было намного прозаичнее.

Самсонов придерживался общей технологии, при которой сталь проходит несколько ступеней обработки, при этом на каждом этапе крайне важно выдерживать определенную температуру. Отклонение от нужных параметров даже в несколько градусов сыграет злую шутку – изделие сломается при первой же схватке с медведем или кабаном

Для определения нужной температуры Самсонов не имел специального оборудования – эти функции выполнял наметанный глаз мастера-самоучки. Считается, что степень нагрева он определял по цвету, который приобретал металл в процессе обработки. При этом мастер виртуозно чередовал температурные режимы на разных этапах, добиваясь от стали высочайшей твердости.

Технология изготовления

Многие считают, что Самсонов изготавливал из рессор. Этот металл находился под давление и «привык» к нагрузкам, поэтому в дальнейшем клинки получались такими крепкими. В. Артеменко в своей книге пишет, что тульский мастер мог брать рессоры для своей работы двумя способами:

  • от экипажей карет;
  • от железнодорожных вагонов.

Больше склоняются к последней версии, поскольку в городе было открыто ремонтное депо паровозов и проблем с поставкой не было. Расплавляли сталь в горнах, при чем использовали дубовый или березовый уголь. Чтобы разжигать огонь и поддерживать температуру воздух разгоняли вручную, а затем, добившись нужного результата, перемещали сталь на наковальню и создавали нужную форму.


Модель Самсонова

Этапы изготовления (укрепления макета):

  1. Насыщение углеродом. В узкую канавку выкладывались и засыпались слоем угля клинки. В процессе нагревания они насыщались углеродом, по-другому этот процесс называется цементация. Он позволял укрепить сталь.
  2. Регенерация. Сталь опять охлаждали и снова назревали, чтобы углерод лучше распределился по клинку.
  3. Закаливание. В раскаленное масло помещали стальное лезвие клинка, потом вынимали, оставляя его на воздухе, чтобы сталь остывала.
  4. Отпуск. Заготовку в течение 12 часов необходимо было разогревать до 175о С.
  5. Старение. На этом этапе клинку придали уже готовую, окончательную форму.


Украшенная модель Самсонова

Универсальность и аскетизм

Дизайн самсоновских клинков был очень аскетичным – никакого излишнего декора, позолоты, филиграни, драгоценных камений. Лаконичный стальной клинок дополняла рукоять из черного дерева или ореха. Ее украшением становилась фирменная насечка оружейника Самсонова в виде ромбов. Клинок вкладывался в ножны из дерева, затянутого черной кожей. Острие ножен защищалось воронёной сталью. Ножны крепились на пояс к черному ремню.

Мастер изготавливал с десяток моделей данного холодного оружия, которым можно было «ловко рубить, колоть и резать», а также вспарывать тушу. Популярность медвежьих клинков Самсонова-Андриевского объяснялась еще и тем, что огнестрельное оружие могло в самый ответственный момент подвести, а охотничий нож в умелых руках становился единственным надежным средством защиты от дикого зверя.

Усовершенствованная конструкция

Следует сказать, что Самсонов лишь изготавливал холодное оружие по заказу, в том числе для царского двора. Разработчиком конструкции уникального клинка был опытный охотник и царский егермейстер Михаил Андриевский. Как главное лицо, отвечающее за организацию царской охоты, и практикующий охотник с огромным стажем Андриевский прекрасно знал, каким должен быть идеальный охотничий нож.

В одном из номеров журнала «Природа и охота» за 1894 год Андриевский упоминал об истории создания кинжала. За основу охотник-профессионал взял американский «боуи», выпускаемый фабрикой «Роджерс», – очень популярный клинок конца XIX века, но внес в его конструкцию изменения, позволившие сделать русское холодное оружие совершеннее. В упомянутом выше журнале он писал, что идеальный расчет размеров и перевеса позволяет удобно держать нож в руке. Один из известных и авторитетных охотников-медвежатников того времени, князь Ширинский-Шихматов, в книге 1900 года «По медвежьим следам» писал, что из всех охотничьих ножей лучшим он считает клинок Самсонова из Тулы.

Репутация и стоимость

С подачи Андриевского, который первым заказал у Самсонова клинок для себя, оружейный талант мастера оценили и при дворе. Затем его сделали официальным поставщиком Императорского общества охоты, и с 1989 года он стал наносить на пяту клинка шестиконечную звезду и фразу с новым статусом. Самсоновские ножи быстро приобрели популярность не только в России, но и за ее пределами. Качество оружия было высокого оценено экспертами оружейных выставок в Москве и Германии, – и это мастер подчеркивал гравировками с изображением всевозможных медалей и надписей.

В описаниях самсоновских клинков говорилось, что они разрубают монеты, – и это считалось неоспоримым преимуществом холодного оружия. Но, конечно, лучшей рекламой становилось то, что изделия мастера выбрали цари и видные представители русской аристократии. Без эталонного клинка не отправлялся на охоту Николай Второй, генералы Брусилов и Кутепов. Самсоновский нож был мечтой любого охотника, но не каждый мог себе позволить подобную роскошь. Если другие варианты охотничьих ножей стоили от 2 до 6 рублей, то самсоновский – от 12 до 16 руб. Впрочем, американский прототип-аналог продавали за 21 руб. – так что Самсонова сейчас бы называли активным участником процесса импортозамещения.

Ножи для охоты: предыстория

Самым распространенным оружием до входа в оборот огнестрельного, был меч, он же и считается праотцом охотничьего ножа. Раньше меч был одним из ключевых атрибутов охотника, ведь как еще добить и разделать добычу.

Чтобы во время охоты добыть серьёзный трофей использовали короткие мечи, кинжалы или копья. Со временем все чаще стали использовать ножи, поскольку они позволяли без особых усилий разделать добычу.

Охотничьи кинжалы того периода отличались своеобразным дизайном. В то время особенно ценилось умение наносить красивый и сильный удар. Учитывая это, развитие огнестрельного оружия не повлияло на снижение популярности ножей.

Орудие обычно носили на поясе, чтобы быстро его извлечь в случае опасности. К началу ХІХ века ножи имели следующие особенности:

  • лезвие кинжального типа;
  • длинный режущий элемент;
  • крепкая рукоять;
  • металлические ножны;
  • присутствие множества декоративных элементов.

Название «медвежий нож» возникло из-за того, что обычно подобное орудие применяли для убийства серьезных хищников.

Кинжал Самсонова

Особую популярность в XIX веке приобрели охотничьи кинжалы и ножи тульского мастера Егора Самсонова. Их так и называли — самсоновскими. Кинжал Самсонова представлял собой скорее охотничий нож. Его отличительной чертой был полуторалезвийный клинок, черная деревянная или эбонитовая рукоять с мелкой насечкой, с крестовиной. Мне приходилось видеть знаменитые кинжалы как в деревянных, обтянутых кожей, так и металлических ножнах. В более позднее, уже советское, время (50-е годы) во многих книгах, посвященных охоте, когда изображали «медвежий» нож, помешали рисунок именно самсоновского кинжала. Размеры кинжалов были различные, в зависимости от назначения. Чаше всего встречались «медвежьи» ножи (кинжалы) с клинком длиной 25 см, шириной 5,5 см и толщиной 8 мм.

Медвежий нож Самсонова

Охотничьи кинжалы служили русским охотникам пока сохранялась псовая охота. Тогда кинжал и рог были обязательными атрибутами псового охотника. Псовая охота имела специфику и отличалась от ружейной. В ней главным «охотничьим снарядом» выступала собака. Кинжал же был единственным оружием охотника и выполнял не главную роль. Его задача, как и в стародавние времена, заключалась в последнем «ударе милосердия». При помощи кинжала помогали собакам и принять зверя.

Рукоять медвежьего ножа

С уходом в прошлое комплектных охот стал отмирать как охотничье клинковое оружие и кинжал, а «медвежий» нож продолжал служить верой и правдой медвежатникам. В Европе охота на медведя быстро пришла в упадок из-за отсутствия этого зверя, на Руси же она всегда была в почете и никогда не прекращалась. Более того, в XIX веке огнестрельное оружие все еше слабо распространялось среди низших слоев населения и в своем большинстве было не очень-то надежным.

Клеймо тульского мастера Егора Самсонова

Простой охотник больше надеялся на рогатину, «медвежий» нож и верную лайку. «Медвежий» нож выступал на такой охоте в паре с рогатиной. Стоит отметить, что использование этого оружия было связано не только с физической силой охотника, но с умением пользоваться им. Нанести смертельный удар рогатиной или ножом мощному зверю, массой под двести килограммов, было по плечу совсем не каждому.

Нож Самсонова был вытеснен из обихода охотников только совершенствованием охотничьего огнестрельного оружия. Без сомнения, повлияло на этот процесс и постепенное сокращение медвежьих охот, особенно на берлоге. Нам же, охотникам XXI века, в наследство от старого времени достались тяга к большим ножам, которые иногда на деле оказываются совсем бессмысленными, да все реже звучащее словосочетание «медвежий» нож.

Авторы Гайдпарка

  • Николай Холявченко

    Спаси и помилуй, Господи!

    Читать полностью

  • Polli Serova

    Новый взгляд на жизнь Максима Шугалея после освобождения из ливийской тюрьмы

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Странная любовь кавказца

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Мои Теплые воспоминания командированного в советскую Армению

    Читать полностью

  • Василий Кириллов

    Надо ли переименовать ст. метро Комсомольская кольцевая в Герои Отечества?

    Читать полностью

  • Офшор Михалыч

    Что сделают с Сокуровым?

    Читать полностью

  • Prokasniza nl

    А вы кого поддерживаете — Сокурова или Кадырова?

    Читать полностью

  • Игорь Забродин

    А нужны ли нам импортные вакцины?

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Больничная жуть

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Человек, который пришёл убивать

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Зачем русские танцуют индийскую девушку?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Преждевременные зачатки бизнес-отношений в еще советском «ВНИИЭСО» Свидетельствую.

    Читать полностью

Репутация и стоимость

Ножи Егора С. до сих пор пользуются большой популярностью, они не просто прочны и удобны, обладают настолько лаконичным дизайном, что многие охотники предпочитают именно эту модель. Предприятия и мастера по изготовлению клинков часто пытаются повторить легендарный успех тульского мастера по его чертежам.

Современные технологии позволяют создать реплики, которые прекрасно справляются со своим предназначением, а конкретно – резать, колоть, рубить. Такие модели довольно популярны у рыбаков и охотников. Андрей Грачев выпускает легендарные ножи по технологии Самсонова. Он постоянно экспериментирует, показывает свои чертежи публике.


Схема он Андрея Грачева

Реплику сделали и на нож «Диана», созданный когда-то Самсоновым. Он подходит охотникам, которые ищут свой неповторимый кинжал.


Нож «Диана»
Мне нравится5Не нравится


Стоимость 3318 рублей
Мне нравится5Не нравится


Стоимость 8500 — 14000
Мне нравится5Не нравится

Оружия для охотника Самсонова пользуются спросом, поэтому, приобретя такую модель можно гарантировано рассчитывать на качество и стойкость лезвия, рукояти и конструкции ножа.

Характеристики и изготовление ножей Самсонова

Нож оружейника Самсонова представляет собой 1,5-лезвийный клинок с оригинальной рукоятью, от которой лезвие отделяется стальной перекладиной. Рукоятка удерживается на лезвии при помощи широкого винта. Размеры кинжалов Самсонова были разными, длина 25-26 см является средней, при этом существовали экземпляры с такими характеристиками:

  • размер клинка – 22-27 см;
  • длина рукоятки – 11-12 см;
  • ширина клинка – 3,2-5,5 см.

Самые большие изделия применялись для нанесения крупных ран, например, в область легких. Острие у них было круто спускающимся, что мешало втыканию ножа в кость. Длина пазов на ножах также имела разные размеры – до 2-3 см. Данный охотничий нож владельцы носили в ножнах из дерева, обтянутых кожей. Наконечник у ножен украшался черной сталью, сами они крепились к поясному ремню охотника.

Технология изготовления кинжалов того времени была подробно описана, потому сохранилась по сей день. Оружие делали из рессорной стали (той же, что для каретных рессор), которую плавили в горнах на дубовом, березовом угле. Для разжигания огня подавали воздух мехами вручную. После раскаливания стали до нужной температуры ее перемещали на наковальню, ковали до получения заготовки клинка. После ее правили при помощи таких методов:

  • цементация;
  • регенерация;
  • закаливание;
  • отпуск;
  • старение.

Вначале заготовки ножей подвергали цементации – насыщению углеродом для повышения износостойкости, прочности. Для этого делали длинную канавку, укладывали будущие клинки, засыпали углем, карбюризатором. После длительного нагрева углерод проникал в сталь практически на всю глубину. Далее заготовки остужали и еще раз нагревали, но без карбюризатора. Процесс носил название регенерации – за три часа углерод более равномерно распределялся внутри металла.

После регенерации заготовки опускали в масло, потом доставали на воздух, давали возможность остыть и стать металлу синеватым. После повторного погружения в масло клинки вновь грели до +175 градусов в течение 12 часов (отпуск). Затем они подлежали итоговой обработке, приданию нужной формы, заточке.

Изготовление кинжалов Самсонова проводилось практически по стандартной технологии, «изюминка» состояла только в особом чередовании температурных режимов. Температура должна быть точной, ее малейшие колебания приводили к снижению качества стали. Оружейник Егор Самсонов не имел такого оборудования для замеров, но опыт позволял ему оценивать температуру по оттенку свечения металла

Не менее важно было правильно проводить отпуск стали. Если осуществлять его при температуре, близкой именно к +175 градусам, то сталь обретет самую высокую твердость

В наше время предпринимаются разные попытки сделать аналог кинжала Самсонова. Реплики, по отзывам, тоже имеют неплохое качество и довольно надежны, но не могут выдержать вертикальную нагрузку более 10-14 тонн. Самые известные реплики выпускают компании «Кизляр», «Кузница Назарова», фото моделей можно увидеть на официальных сайтах. Есть на рынке и множество подделок, а настоящие ножи имеют очень высокую цену. Присутствуют ножи и в некоторых музеях, на выставках.

Рукоять медвежьего ножа

Оригинальные изделия оснащены рукоятью черного цвета, изготовленной из дерева, эбонита. Украшений ручка не имеет, только крестовину и частую насечку. Такой «узор» служит визитной карточкой знаменитого оружейника Самсонова.

Клеймо тульского мастера Самсонова

Чаще всего клеймо на оружии представляло собой надпись «ВЪ ТУЛЪ ЕГОРЪ САМСОНОВЪ», также на некоторых изделиях эти слова были переставлены местами, имя и фамилия оружейника стояли вначале. Клеймо писалось в одну или две строки. С 1898 г., когда мастер стал членом Императорского охотничьего общества, на пяте клинка он ставил «фирменный» знак (6-лучевая звезда) и делал подпись «Поставщикъ ИМПЕРАТ. Общества охоты». Отдельные модели оружия имели изображения, символизирующие участия в разных выставках.

Имя Егора Самсонова из Тулы сохранено в истории ремесленного дела России. Оружейник прославился изготовлением невероятно прочных и качественных ножей, особой технологией приготовления стали, которую повторить в точности не удалось даже в условиях современного производства.

Рукоять медвежьего клинка

Оригинальный охотничий нож имел черную рукоятку из эбонита с деревом. Рукоятка создавалась только из крепкого дерева и придерживалась винтом. На ней были только ромбовидные насечки без особого декорирования.


Оригинал с насечками

На фото показан оригинал, который отвечает эталонам самого мастера Егора С. Выглядел такой клинок лаконично. На нем не было драгоценных камней, украшений, узоров. Он был предназначен исключительно для охоты. Создан с соблюдением баланса. Укладывался нож в деревянные, обтянутые черной кожей, ножны, конец которых был украшен сталью. А носили его на поясном ремне, обычно черном, под цвет ножен.

Ножи для охоты: предыстория

«Старшим родственником» охотничьего ножа считается меч – самое популярное оружие до момента изобретения огнестрельного. Раньше стальные мечи служили обязательным атрибутом охоты, ведь иного способа добыть дичь, убить хищника не было. Чтобы пойти на волка, медведя, требовалось серьезное оружие, поэтому применялись копья, короткие мечи и кинжалы. Постепенно стали использоваться ножи, поскольку они были намного удобнее для разделки туши, снятия шкуры.

После появления ружей процесс охоты упростился. Со временем такое времяпровождение стало доступно только знати: в Европе простому народу зачастую вовсе запрещали убивать дичь. Особо ценилась красота и сила удара, который наносит охотник, добивая животное, для чего применялся нож. Охотничьи кинжалы того времени становятся более вычурными, разнообразными по стилю и внешнему виду.

Большинство участников охоты носили ножи на поясах, чтобы быстро достать оружие при надобности. Примерно к началу XIX века важными чертами охотничьего ножа были такие:

  • 1,5 или 2 лезвия;
  • большая длина клинка;
  • прочная рукоятка;
  • укороченная крестовина;
  • ножны из металла;
  • часто – разные элементы декора.

Поскольку ножи чаще всего требовались для убийства сильных хищников, самые прочные и надежные из них стали называть «медвежьими».

Особенная сталь

Во многих источниках можно встретить информацию, что в качестве исходного материала Самсонов брал сталь от рессор. Считается, что находящийся долгое время под давлением металл приобретает особенную прочность. В книге В. Артеменко «Медвежий нож Самсонова: история и миф» упоминаются два варианта происхождения рессор, которые становились основой ножа.

Наиболее распространенная версия – Самсонов, как и большинство мастеров того времени, брал рессоры от карет и экипажей. Вторая версия гласит, что оружейник выбирал сталь рессор ж/д вагонов. В пользу последней версии говорит то, что в 1869 году в «оружейной столице» были открыты мастерские по ремонту паровозов, поэтому сложностей с поставками отслуживших срок рессор у Самсонова не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector